На краю Великой степи...

15.11.2017 15:36:00 Описание

Михайлов, как известно, назван в честь архистратига Михаила – в христианской традиции защитника людей от злых сил. В окрестностях города сил, которые воспринимались как злые, хватало в разное время, и только ХХ век «утихомирил» михайловскую землю...

Михайлов был заложен на границе русских земель, - то есть с самого своего появления был городом-крепостью. Почему так? Потому что основали его (по крайней мере, согласно общепринятой точке зрения) беженцы из стёртых нашествием Батыя Ижеславца и Белгорода.

Эти древние русские города, точного местонахождения которых мы не можем установить, располагались где-то поблизости, фактически - на краю Великой Степи. А от Степи ожидать можно было чего угодно, но, как правило - войны. И вот те, кто защищал Ижеславец и Белгород от монголо-татар, а потом успел спастись, выстроили крепость, подобно тому как Спасск выстроили беженцы из Старой Рязани.

Неспокойные времена

Через несколько лет после основания Михайлов был разрушен ордынским карательным отрядом. А может, и не ордынским, а развесёлой дружиной пронского князя, от века соперничавшего с Рязанью за власть и посему истреблявшего её, Рязани, вассалов. В любом случае после очередного военного конфликта осталось лишь «Михайлово поле» - это название фигурирует в летописях вплоть до конца XIV века. А никакого города в поле нет.

И только потом, уже в XV веке, когда русская земля постепенно оправлялась после смут и нашествий, Михайлов вновь отстроили. По повелению Ивана Грозного здесь возвели крепость для защиты рубежей Московского государства. 

А ещё через двести лет запорожский атаман Заруцкий уже со своею дружиной вторгся в Михайлов. Говорят, ещё недавно в окрестностях города находили ядра, которыми вольные казаки обстреливали стены. Оставив здесь своего воеводу, Заруцкий отбыл к югу, и горожане этого воеводу тут же схватили и обезвредили.

Шесть лет спустя Михайлов отразил атаку гетмана Сагайдачного: десять дней продолжалась осада, но жители города вместе с небольшим гарнизоном отбили все приступы.

Следующие несколько столетий Михайлов жил мирной жизнью - вплоть до поздней осени 1941 года, когда началось наступление на Москву...

Большой обход

Что заставило Гитлера повернуть свои войска от Москвы на юг летом 1941-го? Немецкие военачальники считали этот шаг стратегической ошибкой: наступление на Москву, таким образом, было отсрочено почти на три месяца. А потом, осенью, когда попытались подойти к столице с юга, фашистские войска не сумели взять Тулу, и тогда уж двинулись «в обход справа»: на Михайлов и, далее, на Рязань.

В Михайлове местные жители сформировали истребительный батальон. В него могли вступить мужчины в возрасте от 14 до 70 лет, не призванные на фронт по тем или иным причинам (молодости, старости, болезни), а также несколько пожарных и милиционеров. Оружия не было: брали винтовки из тира. Но, как сказал рязанский милиционер Иван Ромадин, командовавший таким же сборным полком в областном центре, «побеждает тот, кто хоть с граблями пойдёт в бой».

Впрочем, с граблями против «шмайссера» не попрёшь... Михайлов был взят 24 ноября 1941 года. Почему Михайлов немцы захватили, а до Ряжска не смогли дойти каких-то 15 километров? А до Рязани - 30 км? Партизанскими руками и не иначе как чудом было приостановлено наступление, сдержано вплоть до 6 декабря, когда подоспела армия и за сутки (!) выгнала немцев из Михайлова и отогнала от Рязани на 80 километров.

Интересно, что отступали гитлеровские войска по мосту, который сейчас в Михайлове называют «немецким». Но из-за событий не 1941-го, а 1898 года, когда приехавший под Рязань архитектор, немец по отцу и поляк по матери Антон Бантле выстроил первый в городе каменный мост через Проню. Кстати, он (архитектор) – прадедушка автора этой самой статьи...

В 10-й армии, освобождавшей Михайлов, не было ни одного танка и ни одного самолёта. Крестьяне обеспечивали военных гужевым транспортом, отдавая последнюю клячу, и единственную телегу. Как при таких условиях наши войска очистили Рязанскую область от немцев уже 10 декабря? Это и правда было похоже на чудо.

Уездные жемчужины

Чудес хватает и в окрестностях Михайлова. Здесь можно найти деревни с такими названиями, что невольно хочется узнать об их истории!

Совсем неподалеку от райцентра Захарово есть большое село Катагоща. Название, судя по звучанию, русское, и перекликается со словами типа «чаща» или «роща». Но что оно означает? Обратимся к писцовым книгам XVI века.

В них зафиксировано написание «Хотогощь»: корень «хот» - тот же, что в словах «хотеть» и «охота». В таком свете название приобретает смысл, подразумевающий «охотных гостей» - т.е. разбойников. Таковые в XIV-XVII столетиях орудовали в русской степи.

И словно в пику им неподалеку появилось село Лубянка. Но, как ни странно, его история не связана с чекистами и одноимённой площадью в столице. В документах зафиксированы и другие названия, как то Исканцы и Бондаревка.

И все они сводятся к единому смыслу.

Дело в том, что была когда-то в Михайлове Исканская слобода. Не город-призрак, который всё время требуется искать; а поселение «исканцев» - людей, находящихся в вечном поиске подённого ремесла. При экономике того времени особенного разнообразия в способах заработать не наблюдалось. Большинство «исканцев» нашло себе занятие - делать бочки. Вот и стали звать их поселение Бондаревкой.

Ну а на хорошую бочку известно, какая древесина лучше всего, - дуб, да не весь, а та его часть, что между корой и сердцевиной, то есть луб. В Бондаревку постоянно волокли этот луб из леса, так и родился современный вариант названия - Лубянка. Говорят, что и название московской площади появилось аналогичным образом.

Но ещё интереснее происхождение названия села Стубле. Хотя, если смотреть исторически, ничего такого оригинального в этом слове нет. Стубло - это овраг с искусственным водооттоком, каковой и сделали, вероятно, первые поселенцы, чтобы овраг не разрастался, размываемый каждую весну талой водой. Правда, местные жители опять-таки выдвигают оригинальную версию: «У нас до революции фабрика была, канаты плели. Из поскони, из конопли то есть. И выращивали её тут же, стояла - выше мужского роста, стебли крепкие! Вот за стебли и село назвали», - такой оригинальный рассказ записал рязанский краевед Николай Зорькин в 1986 году... 

Бочки с сокровищами

А некоторым тайнам михайловской земли, похоже, так и не суждено быть раскрытыми.

В 1756 году город Михайлов посетил оренбуржский казак Терехов, после чего составил записку самой императрице Елизавете Петровне. Указывал, что-де он, казак Терехов, своими глазами видел на одном из михайловских дворов - внимание! - 36 бочек серебра, две бочки золота и ещё две - разного жемчуга.

Как результат в Михайлов явилась комиссия из Санкт-Петербурга и ничего не нашла. Казака тут же сослали в Сибирь за ложный донос. Однако не прошло и года, как его ближайший друг и коренной михайловец Тихонов послал государыне ещё один донос – уже от себя.

Прибыла следующая комиссия в составе рудокопных дел мастера Тихонова и государственного экзекутора Евлашева. Мастер перекопал у вдовы весь двор, но ничего не нашёл, и экзекутор с честью принялся за работу.

- Будешь ли впредь учинять обман царствующей императрице? - злобно шептал в ухо избитому им ямщику.

- Истинно... никакого обмана! Дальше надо искать! - бормотал в ответ Малышев.

Долго его пороли. А потом состригли в солдаты.

Но и на службе бывший ямщик не унялся: в 1761 году он направил в Сенат ещё один донос! И всё о том же кладе! Может, он был чуть-чуть не в себе, спросите вы? Но тогда он заразил ещё как минимум двух людей: солдата Ингерманландского пехотного полка Никифора Поднорова и дворцового крестьянина Петра Чугунова. Потому что и они через год тоже выступили с аналогичным доносом! А царствовал уже Пётр III, который сокровища очень любил, вот и снарядил в Михайлов очередную поисковую экспедицию... Стоит ли говорить, что и она не нашла ровно ничего?

Точка в этой истории не поставлена. Может, всё же надо получше поискать?

Фото history-ryazan.ru

Автор: Дмитрий Бантле
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции