Любить Родину или делать вид, что любим?

05.02.2019 09:57:00 Описание

Патриотизм сегодня провозглашён национальной идеей России. Тем, чему надлежит объединять нас. Кто в первую очередь может и должен являться проводником этой идеи для юного поколения? Ответ очевиден: родители и учителя. Но когда само понятие «патриотизм» становится обязательным трендом, не превращается ли и урок патриотического воспитания в «обязаловку», которая вряд ли способна вызвать у школьника искренний отклик? Не приучаем ли мы подрастающее поколение только изображать любовь к Родине? Об этом рассуждает историк, педагог Алексей Макаров.

– Я всегда был и остаюсь при мнении, что для человека идентификация себя как патриота – это глубоко внутреннее дело. Нередко те, кто называет себя патриотами во всеуслышание, как раз патриотами не являются. И напротив, уважения и поддержки заслуживают люди, которые не кричат о своей любви к стране на каждом углу, но делают при этом конкретные благие дела, помогают другим…

Лично для меня близка концепция гражданского патриотизма, когда любовь к Родине проявляется через собственные инициативы, через готовность приложить свои руки и умения к делам действительно важным.

Между тем, среди учителей порой присутствует очень однобокое понимание сути патриотизма. Так, например, на традиционном Уроке мужества до школьников пытаются донести следующую мысль: патриот – это тот, кто готов умереть за свою Родину… Умереть может любой. А ты можешь жить за Родину и помогать Родине?

Я считаю, что детям следует раскрывать патриотизм как явление, объясняя, какими могут быть взгляды на значение этого понятия. Давать им возможность узнать разные точки зрения и самим поразмыслить на эту тему. У современных детей источников знаний о мире и источников влияния чрезвычайно много. Поэтому «механическую» прививку патриотизма, которая делается исключительно по разнарядке сверху, организм отторгнет. Можно провести сколько угодно уроков патриотического воспитания и на каждом убеждать школьников в необходимости быть готовыми «защищать и умирать». Но на большинство это не окажет никакого воздействия. Это будут просто уроки, на которых нужно отбыть номер…

Или, хуже того, мы воспитаем лицемеров, которые умеют притворяться патриотами, когда им это выгодно.

Много говорится о том, что патриотизм необходимо прививать личным примером. Но это также означает: если личный пример идёт в противоречие с тем, что декларируется, эффект будет обратный! Если учитель на уроке сначала рассказывает детям о правах человека, а затем не предпринимает никаких усилий, чтобы защитить собственные трудовые права, тогда то, чему он учит, будет пустым звуком. Дети видят, как устроена реальность.

И, на мой взгляд, нельзя вести такие занятия по принципу заезженной пластинки. Учитель может проявить инициативу и пригласить в класс интересных личностей, и не только ветеранов (хотя и их, разумеется, тоже). Найти в себе смелость предложить какую-то новую форму для урока патриотического воспитания, нестандартный подход… Может задействовать какие-то методические материалы, благо, что в стране есть педагоги, которые охотно делятся своими наработками. Другой вопрос: станет он это делать или нет?..

СПРАВКА «ВР»: Алексей Макаров – выпускник историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. С 2011 года – учитель обществознания в государственной школе «Интеллектуал» (г. Москва). Ранее преподавал историю в образовательных учреждениях «Новая гуманитарная школа» и «Малая школа».Использовано фото fulledu.ru

Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции