Аляскинская весна

29.03.2019 18:17:00 Описание

История, как всегда, удивляет нас совпадениями. Только что отпраздновали Крымскую весну – можно отмечать «весну Аляскинскую», ведь договор о продаже этого гигантского полуострова подписали 30 марта 1867 года. Только вот непразднично воспринимают это событие в России... А ведь вырученная сумма в 7,2 миллиона долларов – и сейчас-то внушает трепет, а уж по тем-то временам вообще была космической! О подробностях исторической сделки рассказывает наш автор Дмитрий Бантле.

Чтобы перевести 7,2 млн долларов на современный курс, некоторые историки умножают её на 10, другие советуют умножать аж на 17... Но это, товарищи, популизм: никакими арифметическими действиями нельзя подвести деньги 150-летней давности к современному эквиваленту! Экономика тогда была другая. Тратили по-другому. А добытого золота, к которому привязаны все деньги мира, в наличии имелось в сотни раз меньше, чем сегодня.

Разве только отметить, что сумма равнялась менее чем 3% от годового дохода Российской империи, или примерно 9% от ежегодного расхода на армию?

Важно другое: деньги эти шли через личный счёт подписавшего договор купли-продажи российского дипломата Стекля; царь за эту продажу пожаловал ему 25 000 рублей единоразово, да ещё по шесть тыщ в год пожизненного пенсиона! А дипломат, едва была закрыта сделка, отбыл во Францию, где и прожил ещё четверть века в беззаботности и благополучии.

Ну как, скажите, не заподозрить во всём этом коррупционный умысел?!

Интрига века

И подозревают вот уж 150 с лишком лет... Популярна книга нашего современника Ивана Миронова, который прямо требует «...исторической переоценки либеральных «икон» XIX века: императора Александра II, председателя Государственного совета великого князя Константина Николаевича, министра иностранных дел Горчакова».

Есть много научных и околонаучных статей, где, так или иначе раскрывается истинный смысл продажи: обогащение-де конкретных лиц как с русской, так и американской стороны. Есть и призывы вернуть всё на круги своя, то бишь Аляску отдать обратно России! Интересно, как бы восприняли это 750 тысяч современных жителей штата?

И даже американского госсекретаря Уильяма Генри Сьюарда называют чуть ли не первым управленцем, получившем «откат» за невыгодную, по мнению современников-соотечественников, покупку. Золота на Юконе тогда ещё не нашли...

Так на черта ж эта Аляска русским сдалась? Дикий неосвоенный край, населённый воинственными индейцами, где есть один промысел – пушнина. Дело сверхприбыльное, конечно, но какой ценой этих соболей добывать?! Заживо гния от цинги, страдая от голода, ежеминутно рискуя лишиться скальпа – вот будни русских колонистов Аляски.


Так провёл три года жизни пензенский дворянин Лаврентий Алексеевич Загоскин, исследуя эту дикую землю. И он тоже, говорят, с горечью плюнул, когда уже в Рязани, пенсионером услышал о том, что Аляска продана. А ведь кому как не ему знать о ней всё? В том-то и дело, что до Загоскина тоже было, кому.

Откуда в Америке русские?

Заполярье – места странные. Тундра – не земля, по ней пешком не пойдёшь: затянет кисель трясины. А небо манит сиянием... Да таким, что действует даже на спящего человека, так что он встаёт и, не открывая глаз, безо всякого компаса следует в направлении Северного полюса. Такое явление называется меряченье – по одной из российских таёжных народностей, меря.

И потому для исследований этого Заполярья искони использовался не наземный, а водный путь. Только вот северный океан на то и Ледовитый, что большую часть года скован, а в короткое лето в нём часто штормит. Часть судов, на которых в XVII веке шла экспедиция первооткрывателя Берингова пролива Семёна Дежнева, в штормах погибла (это видел сам Дежнёв), а ещё часть сгинула в огромных волнах бог весть куда. Первопроходцы XVII века – именно они почти за сто лет до Беринга открыли пролив между Россией и Америкой, названный впоследствии его именем, – рисковали ежеминутно, гибли часто. И гибели товарищей, в общем, не удивлялись.

Тогда откуда русские избы, которые Загоскин увидел на берегах реки Касилофа (Kasilof River)?! Путешественник XIX века не мог этого понять, и только дивился. Постройки уже в его время наполовину вросли в землю и погнили. Но характерную резьбу и коньки на крышах было ни с чем не спутать! Лишь современные археологи доказали, что это – поселение спутников Семёна Дежнева, которых штормом прибило к неведомому берегу.

Получается, русские на Аляске подвизались со времён Церковного раскола в Москве! Но второй раз Аляску открыли только в конце галантного XVIII века. Почти двадцать лет провоевав с индейцами (между прочим, официальный мирный договор с ними подписали ещё на 200 лет позже, уже при нас с вами, в 2004 году), на её южном архипелаге утвердили русскую столицу – Ново-Архангельск (после продажи переименованный американцами в Ситку). Из этого города Загоскин уходил в свою экспедицию по Юкону (а это река, сопоставимая с Волгой – обе длиннее трёх тысяч км!), в этот город вернулся спустя три года. И – отбыл в Россию.

Свои люди на месте

После продажи полуострова в России отсюда уехали лишь несколько десятков матросов (а большинство мужского населения Ново-Архангельска служило во флоте), причём в основном бессемейные. Остальные, преимущественно семейные, остались. Россия негласно предоставляла подданым свободу выбора, где жить, а Соединённые Штаты с этим не спорили. И таким образом приобрели себе, по разным оценкам… от 120 до 300 новых граждан.

В большинстве это были сотрудники Русско-Американской компании – мы ведь не забываем, что Америка начиналась не как государство, а как компания – Вест-Индийская, едва была открыта. Может быть, поэтому в ХХ веке она стала олицетворять представление о развитом капитализме? И те русские, которые шли на Аляску после первопроходцев, чтобы обживать её постепенно, – были сотрудники коммерческой фирмы. Хотя служба в компании по тем временам проходила не легче, и требовала не меньшей дисциплины, чем во флоте!

До наших дней сохранился даже «особый русский», на котором говорят некоторые жители современной Ситки. Они, правда, все пожилые: в 1950-е, когда началась Холодная война, на Аляске закрыли русскую школу, проработавшую там более ста лет!

А был ли заговор?

Лаврентий Загоскин, вернувшись с Аляски, застал дела своей семьи в полном упадке. Чтобы рассчитаться с долгами, пришлось продать имение. При этом Загоскин отпустил на волю всех своих крепостных.

И, женившись на рязанской дворянке, перебрался в наш город, где до сих пор на улице Вознесенской стоит деревянный его дом, памятник архитектуры. Дом мореплаватель взял в приданое, как и усадьбу Абакумово в Пронском районе, при советской власти переименованную в колхоз «Пионер»... Валентин Пикуль справедливо возмущался, что в Рязани нет улицы Загоскина, а дом исследователя стоит на улице Либкнехта (как она называлась в советское время), никогда в жизни в Рязани не бывавшего.

Говорят, что в старости Загоскин любил порассуждать, действительно ли сделка по продаже Аляски – коррупционная? Ведь 1870-е годы ознаменовались прорывом свободных мнений: число журналов и газет стало множиться чуть не в геометрической прогрессии. Даже в провинциальных городах начали открываться редакции – и в разговорах всё чаще стали всплывать политические темы. Ну, а что конспирология – краеугольный камень всех кухонных разговоров, известно давно… В общем, сопоставление фактов давало следующее.

Золото на Аляске нашли в 1850-м году – до продажи. Однако золотая лихорадка началась только в конце 1890-х, с открытием невероятно громадных месторождений.

О перспективах исследования края в части золотоискательства докладывал царю Николаю I сам Загоскин. Впрочем, продал Аляску другой царь, Александр II. Якобы, чтобы не вкладываться в её развитие, которое казалось убыточным.

Россия тогда только что проиграла Крымскую войну Великобритании, которой принадлежала соседняя Аляске Канада. И новой войны за новые территории, да ещё и на краю света, было не нужно! И тут дипломаты подвели к такой красивой возможности – продать Аляску Штатам...

Деньги от продажи, говорят, вложили в российские железные дороги. А меньшую их долю – 362 тысячи рублей наличными деньгами – положили на счёт в банке, с которого потом кто и сколько снимал, почему-то остаётся тайной.

Аляска же сегодня – второй по золотодобыче штат США после Невады. В последний понедельник марта здесь отмечают День Сьюарда – того самого госсекретаря, который прикупил своей стране новый штат...

Использованы фото www.museumsyndicate.com

Автор: Дмитрий Бантле
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции