Бутафория – это настоящее искусство…

01.02.2019 10:25:00 Описание
«Вечерняя Рязань» продолжает цикл публикаций о людях, которые посвятили свои жизни служению Театру. При этом (напомним) акцент мы делаем исключительно на героях театрального закулисья. К таковым без всякого сомнения следует отнести и наших сегодняшних собеседниц – художников-бутафоров Областного театра кукол Татьяну Ширяеву и Наталью Абрамову.

Встреча с сотрудницами театра состоялась, конечно же, на их рабочем месте – в цехе, где пахнет краской, а гостей встречает огромная маска из папье-маше... Именно здесь рождаются куклы для постановок театра, создаются декорации и реквизит.


Исполнители или творцы?


Итак, как же становятся художниками-бутафорами? Татьяна Ширяева окончила художественное училище, имела опыт работы в качестве художника-оформителя, а в 1993-ем, то есть уже более четверти века назад, пришла в театр кукол. Теперь в её профессиональном багаже – около 100 спектаклей, для каждого из которых она делала что-то своими руками.
  
Наталья Абрамова также окончила художественное училище, а после него – художественный факультет Московского технологического института. Диплом обязывал Наталью воплощать в жизнь свои таланты посредством компьютерных технологий, но работа руками всегда была ей ближе… Вот она и решила попробовать себя в качестве художника-бутафора, сначала в Театре юного зрителя, потом – в Областном театре кукол. Проба, как видите, удалась в полной мере, и сегодня бутафорский цех для нашей героини – связующее звено между ней и миром искусства.
  
Между тем, сами мои собеседницы скромно называют себя лишь исполнителями воли художника-постановщика. Ведь именно он для каждой постановки определяет материал, из которого будут сделаны куклы и декорации, определяет размер... И всё же именно бутафоры воплощают эти задумки. Придумывают, как создать полную иллюзию реальности.


Иллюзия должна быть достоверной


Раньше сложности в работе бутафорам добавляли материалы. Порой огромные декорации нужно было расписывать красками вручную. А ткани для кукол, чтобы получить нужный оттенок, красили анилиновыми красками.

– Я помню, когда пришла в театр, передо мной поставили задачу сделать лягушку для спектакля «Теремок», – рассказывает Татьяна Ширяева. – Это была так называемая мимирующая кукла, изготавливаемая из поролона с «окошком» для руки актёра. Я очень долго над ней билась… Сначала мне не удавалось попасть в размер, заданный художником.Потом с цветом пришлось поработать, чтобы получить тот, который и был нужен – изумрудный…  
  
Сейчас появились и новые краски, и новые материалы. Напечатать рисунок можно на принтере, на смену поролону пришел более современный изолон.
Но и удивить юного зрителя, заставить его поверить в то, что всё происходящее на сцене – это взаправду, сегодня не в пример сложнее, чем раньше. А от этой веры зависит успех постановки.

– Для одного из спектаклей я делала искусственные блины, – делится со мной Наталья Абрамова. – Очень долго думала, как расписать их, чтобы они выглядели натурально… И лучшей оценкой моих стараний стала фраза, которую потом я услышала от одного из маленьких зрителей. Он спросил своего учителя, а были ли блины настоящими? Сам он был в этом практически уверен…
  
Для того чтобы создать достоверно выглядящую иллюзию, нередко требуется проявить недюжинную изобретательность. Так, каменная стена в спектакле о Чиполлино была сделана из жатой ткани. В другом спектакле аналогичную стену делали из кусков окрашенного пенопласта. Героев спектакля всё про того же Чиполлино склеивали из кусочков изолона, как слоёный торт. А для недавней премьеры – спектакля «Женитьба», бутафоры изучали технику изготовления роз из фоамирана – специального декоративного пенистого материала, предназначенного для рукоделия.
  
Бутафоры сделали сто роз из фоамирана – больших и маленьких. Большинство из них не пригодились… Просто художница пересмотрела концепцию спектакля: для театра, как для живого творческого организма – это вполне обычное явление. Впрочем, часть этих роз всё же можно увидеть на платье героини в одной из сцен.


Надо жить завтрашним днём…


Современные художники-бутафоры, говорят Наталья Абрамова и Татьяна Ширяева, должны экспериментировать и постоянно учиться чему-то новому. Так, для оформления декораций спектакля «Дюймовочка» наши героини изучали технику использования декоративной штукатурки. И освоили её на «отлично» – никаких огрехов в результатах их труда не нашёл бы и самый придирчивый зритель.

Для спектакля – «Хаврошечка», премьера которого намечена на февраль, бутафоры изготавливали новых, необычных кукол, а также маски, с которыми предстоит выступать каждому из артистов на сцене. Теперь же, пока репетиции «Хаврошечки» ещё продолжаются, в цехе у Татьяны и Натальи кипит работа над созданием ростовых кукол для следующей постановки – спектакля «День, когда перестали читать сказки». Бутафорский цех в театре всегда живёт на день вперёд…

Фото автора и пресс-службы Рязанского областного театра кукол.
Автор: Светлана Молодова
Теги: Культура
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции