Новогодний винегрет

26.12.2017 14:51:00 Описание

На этот раз с помощью рубрики «Из архива «Вечёрки» мы постарались воссоздать мгновения предновогодней суеты 90-х. Сложить из них своеобразную мозаику. Ну или винегрет, как вам больше нравится...

Думаю, никто не будет спорить: даже самые взрослые и серьёзные товарищи в глубине души ждут в эти дни встречи с Дедом Морозом с мешком подарков за плечами.

«...Нынче с Дедами Морозами напряжёнка, – сетовала корреспондент «Вечёрки» образца декабря 1993 года Ольга Храпова в заметке «Где «заказать» Деда Мороза?». – Если на многих предприятиях города эта добрая традиция ещё сохраняется (говорят, в Деды Морозы выбирают по общественной линии за отгулы), то обычному гражданину найти настоящего праздничного Деда весьма проблематично…»

Дед Мороз в валютном эквиваленте

Сотрудники редакции сами попытались решить эту проблему. Но почти все их попытки оказались тщетными. Телефон «Бюро добрых услуг» молчал, поиски по другим адресам, где ещё с советских времён обитали сказочные дедушки, были столь же безрезультатными...

Правда, два варианта назначить новогоднюю встречу всё же нашлось. Первый предлагался детям и взрослым в Дашково-Песочне в местном Доме народного творчества за три тысячи рублей. Второй – в Полянах, где за визит дедушки и внучки предлагалось выложить уже восемь тысяч рубликов.

Как Дед Мороз с многолетним стажем не могу удержаться от комментария. С середины 80-х вызвать Деда Мороза на дом можно было без проблем в фирме «Заря». Стоил вызов 70 копеек. В обслуживание входило вручение подарка (разумеется, заранее предоставленного родителями), поздравление, ну и выслушивание подготовленных новогодних стихов. Опытный Дед Мороз с внучкой отрабатывал программу за 15 минут. За день без особого напряга успевали на 10-15 вызовов. Итого к вечеру честно заработанный червонец лежал в кармане, что по советским меркам было весьма неплохо. Но в начале 90-х фирма «Заря», как и многие другие бытовые организации времён СССР, приказала долго жить…

Однако с заказом «новогодней парочки» проблем не возникало. Видимо, коллеги были просто не в курсе. Им нужно было не в ДК звонить, а администратору любого рязанского театра! Там уже к началу декабря были готовы списки из желающих предложить себя на роль Деда Мороза и Снегурочки. Такса за обслуживание оставалась примерно та же, только в связи с переходом к рыночным отношениям переведённая в свободно конвертируемую валюту. Вызов на дом – от 30 долларов, проведение новогодней массовки от 100 долларов, в зависимости от продолжительности.

Купола или клизмы?

В предновогоднем номере от 31 декабря 1993 года «Вечерняя Рязань» порадовала своих читателей сообщением об официальном утверждении знака города и эмблемы празднования 900-летия Рязани.

«...Знак Рязани соединяет в себе три символа города, каждый из которых имеет своё графическое выражение», – было сказано в публикации. Не будем приводить довольно подробные исторические обоснования, просто перечислим все три символа: графема буквы «Р» в древнеславянской азбуке кириллице, первый графический символ Рязани «тамга», который наносился на монеты рязанскими князьями, форма куполов Успенского собора.

Не знаю, как там с графемой и тамгой, вряд ли большинство горожан представляли, что это такое... А вот соборные купола в новом знаке читались вполне отчётливо. Честно признаюсь, знак, утверждённый в конце 1993 года, лично мне нравился. Правда, у многих горожан было иное мнение. 


Напомним, что в 94-м новый городской символ занял место памятника Ленина на одноимённой центральной площади областного центра. В народе символическое изображение трёх куполов прозвали «тремя клизмами», а в скором времени и дедушку Ленина вернули на его традиционное место обитания…

Алкогольное разочарование

Ещё одна предновогодняя новость начала 90-х, безусловно, подпортила настроение многим жителям Рязани.

«Да, свинью подложила горожанам к Новому году торговая сеть..., – писала «Вечёрка». – Прямо накануне праздника подорожала водка. Теперь бутылка национального русского алкоголя стоит примерно 2800 рублей».

Как объяснили нашим коллегам на тогда ещё работавшей рязанской «ликёрке», повышение отпускной цены было проведено по распоряжению областной администрации.

И наша газета в свойственной ей в то время манере довольно эмоционально откликнулась на столь несвоевременные шаги со стороны областной власти... Впрочем, полагаю, что народная реакция была ещё менее доброжелательной.

Видео против кинопроката

Ещё одно любопытное событие предновогодней поры. Задолго до эпохи интернета, в декабре 1992-го, «Вечёрка» анонсировала высокотехнологичное (по тем временам) ноу-хау – клуб видеознакомств. Каждому желающему предлагалось платить ежемесячные членские взносы (в размере 60 рублей) в госпредприятие «Рязань-видеосервис» с тем, чтобы его «видеопортрет» был снят оператором и в дальнейшем хранился в картотеке «Клуба видеознакомств». Под определением «портрет» в данном случае подразумевался 30-секундный рассказ о себе любимом или о требованиях, который знакомящийся предъявляет к своим будущим знакомцам. Если же интересы любителей видео и романтики совпадали, госпредприятие брало на себя роль свахи...

Новшество это так и не стало популярным. Да и само предприятие «Рязань-видеосервис» вскоре забросило бесперспективную идею, поскольку куда больше, нежели на романтиках, зарабатывало на продаже видеокассет.

В отличие от видеоиндустрии, рязанская киносеть прекратила своё существование с января 1994-го; о чём «Вечёрка» написала в последнем декабрьском номере 1993 года.

«...Все кинотеатры города становятся самостоятельными предприятиями. Мэр объявил, что Рязани вполне хватит четырёх кинотеатров («Ока», «Октябрь», «Дружба», «Родина» – Авт.), – всё равно посещаемость падает. Остальные могут быть переданы в аренду и перепрофилированы».

Коллективы кинотеатров тогда ещё надеялись на возможность рыночного будущего. Так, тогдашний директор кинотеатра «Родина» Наталья Белова в беседе с корреспондентом «Вечёрки» рассказывала о «рыночных шагах», кои предпринимаются для того, чтобы сохранить кинотеатр для нового поколения. Чем закончилась эта борьба за выживание, хорошо известно…

Вот такой новогодний винегрет мы для вас приготовили из ингредиентов 1992 и 1993 годов. Кто-то может заметить, что продукты-то не первой свежести. Но в истории города два с лишним десятка лет – это одно мгновение…

Впереди у нас (как и 24 года назад) год Собаки по восточному календарю. И мы повторим поздравление, которое было на первой полосе последнего номера «Вечерней Рязани» от 31 декабря 1993-го: «Городская газета для людей желает рязанцам, чтобы год был не совсем собачьим!»

КСТАТИ: Любопытно, что сегодня расценки на визит Деда Мороза и Снегурочки в гости примерно такие же, как и 24 года назад, – около 3000 рублей и выше.

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции