Кто научит бизнесу?

04.10.2016 Описание

Немногим более трёх месяцев назад в Рязани запустили проект «Наставничество в предпринимательстве». «Вечёрка» выяснила, кому повезло принять в нём участие и как с тех пор изменились жизни молодых бизнесменов.

Рязанцы далеко не первопроходцы в проектах подобного рода. Так, ещё несколько лет назад аналогичную идею реализовали в Москве. Столичные организаторы подсчитали, что около 80% фирм прекращают свою работу после первого же года на рынке. Но если начинающему бизнесмену помогает наставник, на плаву остаётся около 75% новых компаний.

Важно сразу сказать, что наставник помогает наставляемому не за деньги или какие-либо иные привилегии. Как утверждают авторы проекта, обязанности менторов скорее уж ближе к волонтёрству.

Иностранный опыт в российских реалиях

Сама идея наставничества в бизнесе пришла в Россию из-за рубежа более семи лет назад. Участники проекта «Молодёжный бизнес России», и в частности его руководитель Борис Ткаченко, изучали шотландский, канадский, аргентинский и индийский опыт наставничества. Естественно, прежде чем применять этот опыт на практике, они адаптировали его под российские реалии. На адаптацию ушло сравнительно немного времени: от идеи проекта до его пробного запуска в Воронеже прошло меньше года.

Воронежский старт оказался успешным: на данный момент практике наставничества в предпринимательстве здесь уже более шести лет. Опытные воронежские бизнесмены даже создали «Совет наставников», на котором регулярно обмениваются опытом и помогают наставникам-новичкам.

После Воронежа проект решили запустить в других городах: Владивостоке, Калуге, Новосибирске, Ростове, Москве и Кирове.

За первые годы своего существования проект дал ощутимые результаты. В 2012-2014 годах наставляемые – участники проекта одержали несколько побед в конкурсах «Лучший предприниматель» как на российском, так и на международном уровне.

Не инструктировать, а советовать

Запуск проекта в нашей области предварило голосование, которое провели среди молодых предпринимателей. По его результатам 84% начинающих бизнесменов на вопрос «Нужен ли вам наставник?» ответили утвердительно. После голосования любой предприниматель, чей бизнес существует от двух до пяти лет, мог отправить заявку на участие. К слову, в то время как большинство молодых бизнесменов узнавали о проекте через социальные сети, их наставников специально приглашали для того, чтобы они могли поделиться своим опытом по линии регионального минэкономразвития.

Первым делом в ходе опроса как наставники, так и их подопечные сообщили, чего ждут от проекта, а кроме того, указали на существующие проблемы в бизнесе и имеющийся опыт. Именно на основе данного опроса организаторы впоследствии составили пары «наставник-наставляемый».

Каждому наставляемому объяснили, что наставник для него – лишь советник. Иначе говоря, он не должен решать проблемы своего подопечного, брать на себя управление его бизнесом и уж тем более не должен его финансировать. Согласно правилам, во время встреч наставник вправе предлагать пути решения тех или иных проблем, давать рекомендации и оказывать моральную поддержку. Но уж точно не выдавать на гора чёткие инструкции или навязывать своё мнение.

Сотрудничество наставников и наставляемых продлится до июня следующего года. За это время они должны встречаться не реже двух раз в месяц: именно этого времени, по мнению организаторов проекта, должно хватить для получения опыта и полезных навыков. Впрочем, как показывает практика, наставники почти постоянно поддерживают связь со своими подопечными и общаются куда чаще положенного.

Когда проект завершится, наставляемые могут уйти в свободное плавание, отказавшись от какой-либо помощи. Хотя дальнейшее общение с наставниками не возбраняется, и потому, скорее всего, оно продолжится.

Альтруизм или дальновидность?

Со старта рязанского проекта, напомним, миновало всего три месяца, так что говорить о крупных успехах молодых предпринимателей пока не приходится. Но кое-что для них всё же изменилось в лучшую сторону.

– О проекте я узнал после того, как закончил школу молодёжного предпринимательства, – рассказал «ВР» директор по развитию рязанской городской РобоШколы (на базе которой рязанцев учат обращению с робототехникой) Антон Маликов. – Естественно, я сразу согласился участвовать, и не зря! Так, мой наставник убедил меня в том, что мне пора искать новое место для школы. Прежде занятия проходили в помещении с почасовой оплатой, что было не совсем удобно. В новом офисе мне предложили нормальные условия аренды.

Также Антон учёл мнение наставника по поводу оформления интернет-сайта школы, сделал его проще, понятнее, при этом не в ущерб дизайнерской привлекательности. Опять же по совету наставника, Антон ввёл некоторые новые элементы в процесс обучения. Внедрил бонусную систему поощрений, так у его детской аудитории появилась дополнительная мотивация к занятиям.

– Мы встречаемся примерно раз в месяц, – рассказал наставник Антона, соучредитель ООО «Вулкан» Максим Стрельников. – Если Антон сталкивается с какой-либо проблемой, вместе думаем, как её можно решить. Так, в одну из встреч подробно обсудили вопрос переезда. Для новичков в бизнесе это всегда волнительно, они полагают, что сильно рискуют, поэтому им нужна поддержка.

Максим Дмитриевич признался, что поначалу раздумывал, стоит ли ему тратить время на участие в безвозмездном проекте... В конце концов, встречаясь с «молодыми и зелёными», он теряет драгоценные часы, которые мог бы потратить на зарабатывание денег. Но в итоге решил, что так он поможет в развитии малому бизнесу, стимулирующему экономику. А хорошая экономическая ситуация в конечном счёте будет выгодна как наставникам, так и наставляемым.

Конечно же, вы, наши читатели, вольны не верить в такой альтруизм. И можете предположить, что сотрудничество с министерством экономразвития региона так или иначе принесёт какие-то дивиденды бизнесменам-наставникам, и, вероятно, будете правы... Но в том и суть, что в данном проекте от наставников требуется продемонстрировать готовность взять на себя бремя лидерства, не имея в качестве ориентира конкретной выгоды. И тот, кто достаточно дальновиден для этого, на наш взгляд, заслуживает уважения.

Польза для всех

Юлия Коричнева – руководитель детского центра «Я люблю Монтессори» (педагогика Монтессори – система воспитания, основным принципом которой является самостоятельность ребёнка в установленных границах). Возглавляемый ею центр вполне успешен, тем не менее, Юлия решила, что ей также необходим наставник.

– Когда я пришла в проект, испытывала некоторый кризис, – рассказала Юлия Коричнева. – Были определённые проблемы с финансами и партнёрами, что уже почти заставило меня усомниться в правильности того, что я делаю.

– Каждая наша встреча была посвящена конкретной проблеме, – поделилась наставник Юлии, соучредитель ООО «Политех» Светлана Проскурина. – Для начала я посоветовала Юлии увеличить штат. Прежде она была в центре и за менеджера, и за управленца, и обучением педагогов занималась...

Кроме того, Юлия учла совет своей наставницы в отношении потенциальных клиентов, и решила обращать больше внимания на группы для самых маленьких (так как в перспективе именно дети младшего возраста могут посещать её центр максимально долгое время). Также вдвоём наставница и наставляемая разобрались с вопросами мотивации сотрудников и должностными обязанностями.

– Но что ещё интереснее, за время общения с Юлией я сама почерпнула у неё несколько идей уже для собственного бизнеса! – подчеркнула Светлана Проскурина. – Например, узнала технологию продвижения бизнеса через социальные сети. Так что ещё сложно сказать, для кого этот проект полезнее – для наставников или для наставляемых...

Фото scm.dk

МЕЖДУ ТЕМ: В этом году начинающие бизнесмены уже не смогут принять участие в проекте «Наставничество в предпринимательстве», поскольку набор был завершён ещё в июне.
Но если в следующем году в региональном министерстве экономического развития и торговли решат, что идея зарекомендовала себя хорошо, проект непременно получит продолжение.

Автор: Александра Лунёва
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции