Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Рязанские предприниматели воздействуют на власть

4 Ноября 2019 16:30
Уход со своей должности главы рязанского отделения «Деловой России» Владимира Моторжина заставил задуматься о том, кто представляет местный бизнес в общественном пространстве и как распределены роли между разными организациями предпринимателей 

Когда замена становится сенсацией

1 ноября стало известно, что меняется председатель одной из самых влиятельных предпринимательских организаций Рязани – отделения «Деловой России». В других регионах России, где на подобных общественных должностях часто проходят перевыборы, новость не стала бы заметной. Но в Рязани, где общественные организации часто целыми десятилетиями возглавляют одни и те же люди, это стало в некотором роде сенсацией.

Известно, что минувшим летом 56-летнего Владимира Моторжина подвело здоровье – возможно, это и послужило причиной его ухода с должности по собственному желанию. 
Теперь вместо него местное объединение «делороссов» возглавил депутат Рязанской городской Думы Александр Кривов, ставший предпринимателем еще в 1990-е годы. Сегодня он возглавляет предприятие «Русский Колос», которое около 20 лет занимается торговлей сельскохозяйственной и специальной техникой. В последний год Кривов прилагал усилия для развития оптико-электронного сектора в экономике нашего региона, а также публично высказал мнение, что всенародные выборы главы администрации областного центра повысили бы эффективность управления. За его здоровье у предпринимателей, видимо, возникает меньше опасений: он известен как председатель спортивно-туристического клуба «Электрон».

Современные предпринимательские гильдии

Экономические и политические обозреватели российской деловой прессы уже сравнивали предпринимательские объединения в нашей стране с дореволюционными купеческими гильдиями: руководители крупных предприятий группируются отдельно, средних – отдельно, мелких – отдельно. 
 
Однако разделение среди рязанских бизнесменов идет не только по размеру основных капиталов, годовых оборотов или нанятых работников. У каждой из организаций, представителей которых приглашают на совещания и форумы – свое «лицо». 

Например, Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий – это клуб директоров крупных заводов, в котором принято внимательно изучать законодательные акты властей и следить за нововведениями региональных министерств. В рязанской «Деловой России» собираются активные предприниматели, склонные самостоятельно анализировать (и довольно глубоко анализировать – например, в случае с составлением «Национального рейтинга инвестиционного климата») экономическую ситуацию и вырабатывать совместную стратегию поведения на рынках. «ОПОРА России» и Торгово-промышленная палата Рязанской области подходят для любителей много общаться на часто проходящих мероприятиях и ездить на общероссийские форумы. 

И все-таки сложившаяся система не кажется «окостеневшей». Ведь есть примеры известных компаний, руководители и ведущие сотрудники которых не входят в существующие объединения? Да, есть. Например, есть компании-застройщики, входящие в пятерку крупнейших по региону – и не состоящие в Рязанском союзе строителей.
 
С другой стороны, можно назвать примеры предпринимателей, ставших известными обществу или властям помимо работы в бизнес-объединениях. Евгений Рыбаков, благодаря организации «ЭРА», стал признанным лидером экологического движения в Рязанской области. Генеральный директор рязанского «Автоимпорта» Олег Смирнов известен в бизнес-кругах России благодаря активной работе в «Ночной хоккейной лиге», в матчах которой принимал участие даже президент страны.

ЦЕНА ВОПРОСА:
«Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий» (РАЭСП), которую возглавляет бывший вице-губернатор и депутат Владимир Кутенцын – это региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), где представлены самые большие заводы и комбинаты. Вступительный и ежегодный членские взносы там составляют 300 тыс. руб.
Рязанское отделение «Деловой России» (теперь во главе с Александром Кривовым) объединяет средний бизнес, исторически «отметившийся» в нашем регионе большинством инициатив. Здесь взнос поменьше – 10 тыс. руб. в год.
«ОПОРА России» охотно принимает малый бизнес, которому нравится небольшой размер их годового членского взноса (5 тыс. руб.). Во главе региональной организации стоят предприниматели Александр Калинин, Алексей Деев, Людмила Кибальникова, Максим Оводков, Андрей Архипенко.
В Рязанской торгово-промышленной палате, работой которой руководит депутат Татьяна Гусева, членов делят по количеству работников: если с ИПшника с несколькими подчиненными сотрудниками готовы взять всего 2 тыс. руб., то предприятие с 200 работниками будет платить уже 6 тыс. руб., а большая компания, где трудится более 1000 человек – уже 15 тыс. руб. в год.

Бизнес вне политики, но во власти

В публичной политике серьезные рязанские предприниматели не участвуют уже долгие годы. Эпоха, когда противники поголовного введения кассовых аппаратов перекрывали Первомайский проспект в Рязани, закончились еще в середине 2000-х годов. Но и в дальнейшем бизнес все-таки вмешивался в общественные процессы. Можно, например, вспомнить инициативу «Деловой России» и Владимира Моторжина по повышению явки на выборах в 2012 году – тогда все голосовавшие участвовали в лотерее с розыгрышем ценных призов. 

Сегодня прямого влияния предпринимателей на областную или городскую власть в Рязани невооруженным глазом не рассмотреть. Например, даже когда отраслевые союзы предприятий (строителей, аграриев, пищепрома, машиностроителей и т.д.) и пишут дельные доклады для органов власти, их стремления «проталкивать» свои предложения любой ценой не заметно.


И все-таки представительство бизнеса в органах власти сохраняется. Например, в областном правительстве среди 22 зампредов и министров частным предпринимательством ранее занималось 4 человека. А в Рязанской облдуме среди 32 депутатов руководили ранее или руководят сегодня какими-то частными предприятиями 18 – ровно половина (и результаты работы Станислава Подоля, Михаила Агапкина, Георгия Свида, Владислава Сафронова, Владимира Материкина известны в регионе неплохо). Также хорошо известно стремление двух-трех крупных холдингов иметь по нескольку депутатов в Рязанской гордуме – причем избираются они обычно в соседних округах, «перекрывая» таким образом представительство от целых микрорайонов города.

КОГДА СЛОВО БИЗНЕСА ПРОЗВУЧАЛО
В недавней истории Рязани были случаи, когда общая твердая позиция всех общественных объединений предпринимателей смогла повернуть развитие событий, казалось бы, уже согласованных политиками.
Например, именно голос бизнеса заставил в 2016 году прежние власти Рязани отказаться от передачи в концессию муниципального предприятия «Водоканал».
Также с 2013 по 2019 год продолжается успешное противостояние предпринимательских организаций повышению в Рязани коэффициента К2, используемого при расчете единого налога на вмененный доход. Без преувеличения можно сказать, что за 6 лет сэкономлены сотни миллионов рублей.

Эффективность покажет статистика

Связующим звеном между «деловой Рязанью» и властью должен быть также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области, часто называемый бизнес-омбудсменом. С 2015 по 2018 год эту работу выполнял бывший предприниматель Егор Бурцев, но не смог сработаться с региональной властью и был смещен. Теперь на должность утвержден бывший министр регионального правительства Михаил Пронин

Мало кто знает, что институт бизнес-омбудсмена выполняет не только роль «скорой помощи», выступающий на защиту бизнеса в конфликтных ситуациях, но и аналитического центра: аппарат уполномоченного ежегодно готовит доклад областным властям, в котором подробно излагает проблемы, встающие на пути развития частного предпринимательства. Но и здесь к работе тоже не примешивается никакой открытой политики. 

Таким образом, Рязань не зря называют одним из самых «административно спокойных» регионов России. А хорошо это или плохо – покажут цифры экономического развития, которые представит статистика.