Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Поговорим о нюансах речевого развития...

12 Апреля 2019 20:05
В каком возрасте ребёнку надлежит начинать говорить? Мы знаем только, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Между тем, какими бы гибкими не были речевые нормы, некоторые моменты должны насторожить родителей. На что стоит обращать внимание мамам и папам, и что влияет на развитие речи у детей, «ВР» рассказала врач-невролог детского неврологического отделения клинической больницы им. Семашко. 

Развитие речи – сложный процесс своё влияние на него оказывают множество факторов. По словам нашего эксперта, врача-невролога Юлии Сущевской, эти факторы можно условно разделить на три группы. 

- Физиологические: наследственная предрасположенность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, центров речи головного мозга, органов слуха, зрения и артикуляции; благополучные беременность и роды; нормальное психическое и физическое развитие ребёнка после рождения.
- Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребёнка, развивающая среда.
- Психологические: внимание, восприятие, память, активность поведения ребёнка.

Первые три года

– Первой формой общения для новорожденного становится крик: он плачет, когда голоден, устал или ему некомфортно, – рассказывает Юлия Александровна. – В 2-3 месяца появляется способность к гулению. В ответ на положительные раздражители ребёнок произносит гласные звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с согласными «г» и «б». В 3-6 месяцев младенец лепечет с самим собой, и издает звуки при обращении к нему; поворачивает голову в сторону источника звука, замирает в ответ на внезапный громкий шум, по-разному плачет в зависимости от своих потребностей, реагирует оживлением на своё имя. С 6 месяцев можно заметить, что малыш подражает собственным звукам и звукам взрослых. У него начинают появляться первые слоги: «ма», «ба»... Наконец, к первому дню рождения родители радуются первым простым словам: «ма-ма», «па-па», «дя-дя»... Ребёнок машет рукой – «пока-пока», покачивает головой – «нет», использует жесты и звуки для привлечения внимания, интересуется книжками.

В дальнейшем речевом развитии можно выделить период в возрасте полутора лет, когда малыш должен уметь с лёгкостью повторять часто употребляемые родителями слова, знать различные части тела, уметь отвечать словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». К двум годам в его речи должны появиться первые предложения, состоящие из двух слов: «мама дай», «дай пить», «хочу то». К трём же годам ребёнку пора научиться составлять предложения из трёх и более слов, различать цвета и размеры, помнить и повторять знакомые мелодии, стихи, сказки...

Что ребёнку нужнее всего?

– Вместе с тем, развитие каждого ребёнка в мире является уникальным, и даже самые активные говоруны могут освоить все навыки в своей возрастной категории, лишь когда достигнут её верхней границы, – комментирует Юлия Сущевская. – Часто небольшая задержка формирования речевых навыков может оказаться лишь индивидуальной особенностью. 

Нередко мальчики начинают разговаривать позже девочек. Одна из причин кроется в особенностях физиологии: созревание структур головного мозга у девочек происходит быстрее, что приводит к тому, что у девочек словарный запас к 2 годам, как правило, в 2 раза больше, чем у мальчиков.

На скорость речи, как утверждает наш эксперт, также могут повлиять стрессы, болезни, дефицит общения с окружающими или же многоязычная среда.

И всё же, несмотря на то, что развитие речи у детей индивидуально, в некоторых случаях родителям стоит обратиться за консультацией к педиатру. Юлия Александровна, перечислила нам моменты, которые могут свидетельствовать о наличии проблем со здоровьем у ребёнка.

Итак, если ваш ребёнок:
- К концу 1-го месяца не кричит перед кормлением или когда он мокрый;
- К концу 4-го месяца не гулит, не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые;
- К 7-му месяцу не реагирует на интонации, не узнаёт голоса родителей;
- К концу 9-го месяца не лепечет, не повторяет за взрослыми интонации и слоги
- К году не может произнести ни одного слова и не выполняет простейшие просьбы («положи», «дай»)
- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 10 осмысленных слов;
- К 2 годам не указывает называемые части тела; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнаёт близких людей на фотографиях;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, и назвать своё имя; говорит абсолютно непонятно для окружающих, медленно или слишком быстро;

    – всё это повод обратиться к педиатру, наблюдающему ребёнка. При наличии проблем у вашего малыша, врач направит вас к узким специалистам: неврологу, сурдологу, окулисту, психиатру, логопеду, дефектологу, психологу для уточнения характера проблемы, и правильного подбора лечения.

    – В заключении хочется напомнить, что основная задача родителей в период младенчества и раннего детства – это обеспечение ребёнка вниманием, поддержкой и общением, – резюмирует Юлия Сущевская. – Поэтому как бы ни развивалось ваше чадо, какие бы занятия и упражнения вы бы для него ни подобрали, главное – это помнить о том, что самое важное для него – простое ежедневное общение и совместное времяпровождение с вами. При коррекции речевых нарушений у ребёнка наберитесь терпения (возможно, улучшения будут видны не сразу) и ни в коем случае не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно получите положительный результат!

    Использованы фото pronline.ru, womanadvice.ru