Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Город от ума

18 Марта 2019 19:42

Вероятно, событие, происшедшее в конце прошлой недели, пока трудно оценить в полной мере… Напомним, Рязань вошла в когорту пилотных городов, в которых реализуют проект Минстроя по цифровой трансформации городского хозяйства. К слову, стратегическим партнёром в реализации этого проекта для России станет Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, представители которой войдут в состав рабочей группы...

Впрочем, о том, как в преобразовании Рязани нам, к примеру, поможет Сингапур, мы пока ничего не знаем. Зато знаем, что городскую среду в рамках упомянутого проекта в областной столице будут совершенствовать по восьми направлениям.

Это: «Городское управление», «Умное ЖКХ», «Инновации для городской среды», «Городской транспорт», «Интеллектуальные системы общественной безопасности», «Интеллектуальные системы экологической безопасности», «Инфраструктура сетей связи», «Туризм и сервис».

То, что подписание соглашения произошло именно в Калуге, на наш взгляд, достаточно символично. С этим городом нас связывают почти «родственные» связи. Именно в Калуге начиналась управленческая карьера губернатора Рязанской области Николая Любимова, и здесь его до сих пор вспоминают как современного и грамотного руководителя.

Так что можно предположить, что участие Рязани в проекте «Умный город» – это не просто желание представителей местной власти отрапортовать федеральному начальству, мол, к «всеобщей цифровизации готовы», а принципиальная позиция руководства области.

– Мы в полной мере осознаём свою ответственность, и постараемся сделать Рязань городом экологически чистым, развитым технологически, с качественно новыми моделями производства, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры и других сфер деятельности, – так прокомментировал подписание соглашения Николай Любимов.

Однако не будем забывать: процесс модернизации городского хозяйства связан с решением очень многих проблем, которые копились десятилетиями. Готова ли городская инфраструктура к решительным преобразованиям? А что ещё важнее, готовы ли те, от кого это будет зависеть, воплощать намеченные планы в реальность?

Заголовок этой статьи неслучайно перефразирует название комедии Грибоедова «Горе от ума»; ведь именно так – «Город от ума» окрестили федеральный проект некоторые его противники, в числе которых есть высокопоставленные чиновники и депутаты Госдумы. И при многочисленных обсуждениях проекта «Умный город» его авторов обвиняли и в прожектёрстве, и в непонимании реальных проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства...

А большинство из нас, между тем (если уж говорить честно), не до конца понимает, что конкретно должно произойти после того, как город включается в федеральный проект, призванный сделать его «умнее»?

Давайте попробуем разобраться...

Дроны над нашими крышами

Если, услышав название проекта «Умный город», вы представляете некий огромный пульт управления и множество людей, переключающих тумблеры, знайте: к реальности эта картина не имеет никакого отношения. «Умный город» – это проект с конкретными стартовыми возможностями и практически неограниченными вариантами дальнейшего развития. По крайней мере, именно так характеризуют суть проекта его авторы, в том числе и главный координатор – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибис.  

В первую очередь речь идёт о современной системе сбора и анализа информации во всех сферах городской жизни. Пример – сбор налогов. Проект предполагает создание цифрового кадастра. Во многих городах владельцы крупных торговых центров регистрируются как несколько объектов малого бизнеса, и таким образом значительно снижают налогооблагаемую базу. Аналогичная проблема существует и в Рязани... Так вот, например, в Ялте после внедрения цифрового кадастра собираемость налогов в городскую казну увеличилась на сотни миллионов рублей.

Приведём другой пример, связанный со строительством дорог. Как нередко происходит сегодня? В городе строят эстакаду, вкладывают огромные суммы... А по факту просто переносят пробки из одной точки города в другую.

Проект, как объяснили «ВР», предполагает сбор информации по алгоритмам транспортного движения с помощью дронов-беспилотников, а также анализ состояния транспортной инфраструктуры и, как результат, принятие оптимального решения по её модернизации.

В нескольких городах, где «Умный город» проходит пилотную «обкатку», строительство дорог, ранее предполагаемых генпланом, уже скорректировали после соответствующего анализа.

Обобщая, можно сказать: «Умный город» – это не набор современных гаджетов. Это совершенно иной подход к стратегическому развитию городской среды.

Какие доводы у оппонентов?

Доводы противников проекта в основном касаются столь больной темы, как ЖКХ. По некоторым оценкам, вследствие высокой степени износа коммунальной инфраструктуры на её модернизацию требуется несколько триллионов рублей, и таких денег у государства нет...

Трубы перманентно текут, в их латание ежегодно «вбухивают» огромные средства, и пока эту проблему не решить, говорить о цифровизации городского хозяйства – это и есть чистой воды прожектёрство...

Однако авторы проекта «Умный город» полагают, что ссылки на изношенность коммунальной инфраструктуры – это, по большей части, демагогия... Их аргумент: нет никакой необходимости менять одномоментно все трубы и коммуникации! Сегодня ремонт труб происходит на основе так называемой инвестиционной программы, которая, в свою очередь, составляется на основе бухгалтерской амортизации. Следствие этого «допотопного» подхода: пока мы меняем одну старую трубу, в другом месте уже течёт ещё одна...

Прогресс не остановить?

Применение дронов, оснащённых тепловизорами, даст возможность составить карту теплопотерь в целом по городу. Суть идеи следующая: там, где есть теплопотери, скоро нужно ожидать прорыв. Выяснив эту информацию, специалисты смогут произвести ремонт тех труб, которые в ремонте действительно нуждаются. Если же установить тепловые онлайн-счётчики, можно будет предупреждать возможные аварии заранее и узнавать о них по показаниям приборов, а не по звонкам горожан.

В целом же сторонники реформ достаточно убедительно доказывают: основные трудности в городском хозяйстве связаны в первую очередь не с износом коммуникаций, а с устаревшей системой управления. С экстенсивным взглядом на развитие городской среды.

И противостояние реформам на самых разных уровнях власти – не новость для разработчиков «Умного города».

Надо понимать, что тут замешаны не только финансовые интересы, но и нежелание части управленцев менять устоявшийся взгляд на развитие отрасли...

Но авторы проекта уверены, что приход новых технологий в городскую жизнь неизбежен и остановить его невозможно.

Мы, однако, не будем столь категоричны. В какой степени пафос намеченных преобразований воплотится в конкретные перемены, думаю, мы узнаем уже в ближайшее время…

Использованы фото minstroyrf.ru, vk.com/lybimovnikolay.