Верим в энтузиастов!

29.03.2016 Описание

Нельзя искусственно привить ребёнку любовь к Отчизне, если он не имеет представления о своей малой родине, о её культуре, истории...

Как гласит толковый словарь Д.Н. Ушакова, краеведение – это изучение какого-либо края, отдельных местностей и районов, подразумевая их природу, историю, экономику, быт и так далее. То есть ограничений по направлениям исследований для этой науки нет. Краеведением занимаются археологи, этнографы, архивисты, музейные работники, географы, экологи, не говоря уже о педагогах. Работа эта, безусловно, требует неимоверного фанатизма. А ещё люди, изучающие родной край, как правило, стараются увлечь своим делом других и в первую очередь детей, любознательность которых приводит порою к настоящим научным открытиям…

Сначала хобби, затем профессия

Приведу один пример. Уже несколько десятилетий на Шагарских озёрах в Клепиковском районе проходят археологические исследования: здесь много веков располагалось поселение наших предков. Руководят ежегодными экспедициями опытные археологи, а помогают им воспитанники Рязанского центра детско-юношеского туризма и краеведения (РЦДЮТК) и обычные школьники, которым интересна археология.

Как-то раз попал на раскопки и старшеклассник Андрей Яковенко, у которого в то время было два увлечения: археология и химия. В Шагарской экспедиции Андрей их совместил.

На этих раскопках регулярно находили обломки черепков, принадлежащие различным эпохам. У взрослых археологов до тех пор не было ответа на вопрос: черепки сделаны по разным технологиям или из разной глины? 15-летний школьник начал думать, как проверить исходный материал... Работа заняла два года. Научными руководителями школьного проекта стали сразу три специалиста: учитель химии, сотрудник Государственного исторического музея и археолог, методист РЦДЮТК Михаил Третьяков.

В конце концов старшеклассник собрал прибор, определяющий в глинах остатки алюмосиликата. По количеству этого вещества можно понять: из одного места исходное сырьё или из разных. Благодаря такой проверке удалось доказать, что глина одна и та же, а вот технологии – разные.

– Что немаловажно, прибор этот простой и недорогой. Его можно собрать прямо в экспедиции, – рассказывает Михаил Третьяков. – Так что разработка Андрея Яковенко стала настоящим исследовательским открытием.

Угадайте, где сейчас Андрей Яковенко? Окончил Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева и уехал работать в США, где сейчас занимается химическими изысканиями.

Со взрослыми археологами работало и немало других талантливых школьников. Многие из них впоследствии поступали в Рязанский государственный университет.

Как воссоздают историю

Одним из «поставщиков» одарённых абитуриентов на исторический факультет РГУ много лет остаётся Александр Крючков, который сам ещё в 1985 году окончил истфак. Получив диплом педагога-историка, Александр Анатольевич вернулся на малую родину в Сараевский район. Стал преподавать в обычной школе и почти сразу, с 1986 года, начал изучать историю родного края.

– Элементы краеведения на уроках истории я использую всегда, – говорит Александр Крючков. – О реформе Екатерины II по земельному межеванию ведь можно и на примере нашего района рассказать. В результате материал лучше усваивается и запоминается. Не говоря уже об истории более близкой по времени, о Великой Отечественной войне и героях-земляках.

После таких уроков некоторые дети всерьёз увлекаются изучением родного края. А Александр Анатольевич даёт каждому, кто заинтересовался краеведением, тему для исследований. Так, вместе со школьниками ему удалось собрать исторические материалы о полуразрушенном Николо-Бавыкинском монастыре в Сараевском районе. После закрытия монастыря его строения как только не использовали... Здесь были и учительская семинария, и детдом, школа краснодеревщиков, выездной пионерский лагерь, филиал ПТУ... Одно время в монастырских стенах проводили даже военно-полевые сборы для старшеклассников. Воссоздать историю помогли кропотливая работа в архивах и общение с местными жителями.

Всего же за три десятилетия работы учитель истории Крючков перерыл огромное количество архивов. Работал с областным архивом, в различных федеральных и ведомственных хранилищах, побывал даже в архиве ФСБ. И каждый раз краевед начинает поиски информации фактически с нуля. И, отыскивая сведения об одном памятнике истории, параллельно узнаёт ещё немало интересного.

– Так, собирая сведения о монастыре, мы нашли информацию о наших именитых земляках, хотя про некоторых из них раньше даже не было известно, что родом они из Сараевского района, – продолжает рассказ Александр Анатольевич. – К примеру, оказалось, что Константин Карандеев – учёный-физик, один из основателей Сибирского отделения Академии наук СССР, член-корреспондент Академии наук СССР, родился в селе Напольное, в семье потомственных дворян. А Евгений Кудрявцев – главный художник-реставратор Третьяковской галереи, как оказалось, окончил учительские курсы в Николо-Бавыкинском монастыре…

Сыпать именами знаменитостей, имеющих отношение к Сараевскому району, Александр Крючков может, кажется, часами. Представьте, как проходят уроки истории в Напольновской средней школе, где он преподаёт. Немудрено, что ученики Крючкова потом без каких-либо сложностей поступают на истфак, и нередко оканчивают его с красными дипломами. И, позволю себе помечтать, что с такими знаниями и увлечённостью они станут одними из лучших учителей истории на родной земле...

Ждём очередного подъёма?

Собранный краеведческий материал школьники оформляют в виде статей. Лучшие работы публикуются в районных газетах, их печатают в различных краеведческих сборниках, их авторов делегируют на областной конкурс краеведческих работ учащихся «Рязанская земля. История. Памятники. Люди». Ежегодно в этом конкурсе по семи номинациям (секциям) принимают участие от 120 до 140 учащихся 6-11-х классов. Так, в этом году свои работы прислали 106 школьников из 18 районов области. Три лучших исследовательских работы уже отправлены в Москву для участия во Всероссийском конкурсе движения «Отечество», который пройдёт в апреле этого года.

Всё это, конечно же, радует. Жаль только, что таких педагогов-энтузиастов, как Александр Крючков, у нас в регионе немного.

Мы попросили региональное министерство образования назвать учебные заведения областного центра, в которых краеведческой работе уделяют особое внимание (поскольку отдельным курсом краеведение в общеобразовательных школах не преподают). Нам назвали школу № 47 (где действует клуб «Хозяин Мещеры»), № 7 (музей ВДВ), № 55 (музей «Рязань литературная», краеведческий музей), гимназию № 2 (музей истории школы, экспозиции, посвящённые Солженицыну и Симонову, музей Павлова) и школу № 38 (где учителем Г.А. Нестеровой была составлена рабочая тетрадь «Литературная Рязань»).

Очевидно, что это немного. И сами краеведы полагают, что тот объяснимый спад интереса к краеведению, который имел место в 90-е годы, пока ещё не преодолён. Археолог Михаил Третьяков считает, что на протяжении XX столетия краеведческая наука уже не раз переживала периоды подъёма и упадка. Так, первый всплеск произошёл ещё в 20-х годах прошлого столетия, когда на обломках губернской архивной учёной комиссии было создано общество исследователей родного края. Многие представители этого общества уже в 30-х сгинули в сталинских лагерях... И краеведение как наука остановилось в своём развитии. Ощутимый сдвиг случился уже в послевоенные годы, на волне небывалого патриотизма. И ещё один подъём – в 70-х, когда и в городских, и в сельских школах массово открывали кружки по краеведению и археологии...

Быть может, истории вновь пора повториться?

КСТАТИ: По информации министерства образования Рязанской области, в 2015 году девять лауреатов и призёров областного конкурса «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» приняли участие в заочном туре Всероссийского конкурса движения «Отечество». Двое из них получили дипломы. Это Ярослав Михайлин из Кадомского района и Татьяна Литвинова из Сараев.

Автор: Екатерина Смбатян
Вернуться к списку

Афиша новогодней столицы

     
Задать вопрос редакции