Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Трудности воспитания

22 Сентября 2016

Что делать родителю, чтобы его ребёнок понял, что поступил неправильно? Как воспитать самостоятельную личность, способную противостоять трудностям? «Вечёрка» решила выяснить ответы на эти и некоторые другие непростые вопросы, касающиеся правильного воспитания...

За помощью мы обратились к профессионалу – психологу научно-образовательного центра практической психологии и психологической службы Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина Розе Александровой.

Что такое хорошо...

– Роза Валерьевна, первый и самый острый вопрос: стоит ли подвергать маленького ребёнка наказаниям? Люди склонны впадать в крайности: кто-то готов ставить малыша в угол практически за любую провинность, а кто-то считает, что детей в принципе нельзя наказывать. Кто прав?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но надо понимать, что воспитательная практика состоит из наказаний и поощрений. Вопрос в том, как это делать.

Чтобы наказание было действенным, оно должно следовать сразу за проступком. Не через час и не через месяц говорить ребёнку, мол, помнишь, ты разбил кружку или ударил братика? А теперь из-за этого я не пущу тебя гулять! Ребёнок не поймёт, за что его наказывают, а он должен осознавать это чётко. Кроме этого, ему нужно обязательно объяснить, почему его поступок – плохой. Потому что кружка – это ценная в хозяйстве вещь, а маме пришлось собирать осколки; потому что брату было больно. Тогда ребёнок понимает, что поступил неправильно. Но самое главное в наказании – это прощение. Нужно говорить ребёнку: «Я тебя прощаю, теперь ты понял, что поступил неправильно».

– А если не понял и продолжает в том же духе?

– Значит, надо объяснить ещё раз. Все люди разные, со своими особенностями, темпераментом. Кто-то чувствительнее, кто-то сдержаннее. Один ребёнок настолько прочувствует замечание взрослого, что оно красной нитью пройдёт через всю жизнь. Другой быстро его забудет.

Но объяснить можно всегда. Плохих детей не бывает, бывают взрослые, которые не нашли подход к конкретному ребёнку.

Ведь почему малыш разбил кружку? Он проверяет, что ему можно делать, а что нельзя. Исследует границы дозволенного. Он не может с пелёнок знать, что толкать других, плеваться, рвать одежду и книжки – это плохо. Он изучает мир, а объяснять границы между тем, что делать можно, а что нельзя, должны родители. И наказание заставляет ребёнка задуматься. Нет таких детей, которые ведут себя идеально. Всем нужно объяснять, что хорошо и что плохо.

– А что насчёт физических наказаний? Не так уж мало родителей предпочитают нравоучениям или ограничениям в личной свободе обычный ремень...

– Любое физическое наказание – это насилие над ребёнком. Так вы показываете, что вы – сильнее. Но на самом деле вы не сильнее, а слабее: так как у вас закончились аргументы или их и вовсе не было.

Кстати, если ребёнок драчлив, часто бьёт своих слабых сверстников, вероятнее всего, дома у него практикуют телесные наказания. Он не может ответить родителям, поэтому отыгрывается на тех, кто слабее. И велика вероятность, что впоследствии из такого ребёнка вырастет социально неблагополучный человек. Эта зависимость уже доказана.

Плакать можно всем!

– Когда маленький мальчик плачет, ему часто говорят: «Не будь как девчонка». Слёзы прекращаются тут же, и многие взрослые пользуются этим приёмом. Но мне доводилось слышать, что это идёт во вред ребёнку...

– Плакать дозволено всем, и мальчикам и девочкам. Если ты мужчина, это не значит, что ты не имеешь права плакать. Но правда ваша, у нас в обществе сложилось прямо противоположное мнение...

Через плач любой ребёнок разряжает свои негативные эмоции. Если мы, взрослые, можем проанализировать ситуацию, найти из неё другой, более продуктивный выход, нежели слёзы, то для ребёнка это естественная и единственная доступная ему реакция. И после запрета на неё он держит эмоции в себе. И к чему это впоследствии может привести? Возникают психосоматические проблемы: аллергии, болезни желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма...

О родительских страхах и личном пространстве

– Итак, наш малыш взрослеет, уже многое знает, и пора бы дать ему больше самостоятельности. Но, к сожалению, не все мамы это понимают, и держат ребёнка у своей юбки как привязанного. Где проходит граница, за которой хорошо бы прекратить эту чрезмерную опеку? Самый простой пример: до какого возраста допустимо провожать ребёнка в школу?

– Некоторые родители провожают вплоть до старших классов... Я не стану рассуждать о том, хорошо это или плохо, для некоторых семей, возможно, это и нормально. Но в таком случае родителям следует понимать: их ребёнок, став взрослым, не будет иметь ни малейшего представления о том, что такое самостоятельность и что произойдёт, если он сделает шаг влево или вправо.

Вы сами должны решить, когда можете отпустить ребёнка одного в школу. Многие дети и в девять-десять лет спокойно ездят по городу одни. Маршрут известный, сотовые телефоны есть практически у всех. Только нужно объяснить ребёнку: «Не отключай телефон, я волнуюсь».

Если же взрослые не отпускают от себя ребёнка до 17 лет, то стоит спросить: за кого они боятся? За него или за себя, а вернее, за свою нервную систему? И необходимо преодолеть свои страхи, дать свободу подростку! Тем более что бесконечно откладывать этот момент на потом всё равно не получится...

– То, что даже у ребёнка должно быть своё пространство, знают, наверное, все. Но как быть, если семья большая, а жилплощадь – нет?

– Личным пространством может быть даже коробка с игрушками или личная полочка. Но важно, чтобы ребёнок сам складывал туда свои вещи так, как хочет, как удобно именно ему.

Приклеил рисунок или наклейку от конфеты на кровать, на обои рядом с ней – ну и что? Родители сокрушаются: «Ах, боже мой, эти обои такие дорогие!» Но это – пространство вашего ребёнка! И он наводит там такой порядок, какой считает правильным.

Если вы не будете давать ему возможность создавать личное пространство, не позволите самому принимать решения, то потом всю жизнь за него будут решать другие...

Фото pravmir.ru

МЕЖДУ ТЕМ: Отдельно стоит сказать о таком явлении, как детская гиперактивность.
Где граница между повышенной возбудимостью и настоящей гиперактивностью? В случае последней, как объясняют врачи, у ребёнка нарушено внимание, он импульсивен и активен в любых ситуациях, а не от случая к случаю. Если подобные симптомы наблюдаются не менее полугода, необходимо обратиться за помощью к неврологу. Заболевание это чаще всего возникает ещё на стадии формирования центральной нервной системы из-за токсикозов, тяжёлых или преждевременных родов, инфекций матери во время беременности, других причин. Если же у ребёнка просто повышенная возбудимость, то лучшее решение – это соблюдение режима дня.