Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Глас народа 20 лет спустя

30 Января 2019 22:20
Ещё в конце 90-х дотошным корреспондентам СМИ полюбилось приставать почём зря к прохожим на улицах нашего города, ошарашивая их каверзными вопросами. Так, 20 лет назад на страницах «Вечёрки» регулярно выходила рубрика «Глас народа», для создания которой журналист Юрий Пугнин в компании с фотографом Владимиром Ковановым «отлавливали» и интервьюировали горожан. Сегодня мы решили повторить их опыт, и задать людям на улице те же самые вопросы...

Вот что точно не изменилось за пару десятков лет – так это пугливость большинства рязанцев при виде диктофона и фотоаппарата! Коллеги наши сетовали, что, заприметив их редакционный дуэт, многие прибавляли шаг... Так и сегодня, даже если человек никуда не спешит и скучает без дела, при виде корреспондента, он хмурится и торопится ретироваться. В лучшем случае двое из десяти не встретят настороженным взглядом исподлобья, то ли ожидая подвоха, то ли из-за генетически унаследованного постулата «Как бы чего не вышло...».
   
Между тем, и сам жанр газетного уличного опроса, хоть и жив по сей день, по сравнению с девяностыми порядком растерял свою остроту. Не в обиду коллегам будет сказано, ну не верим мы, что читателям дюже интересно знать, какие подарки их земляки хотели бы попросить у деда Мороза, равно как и чем запомнилась им уходящая осень... Ну скучно же!
  
В январе и феврале 1999-го (т.е. ровно 20 лет назад) мобильный тандем Юрия Пугнина и Владимира Кованова с подсказки классика выпытывал у рязанцев – кому на Руси жить хорошо, предлагал им рубить правду-матку о положении вещей в региональном здравоохранении, и высказывать свои соображения насчёт возможности мирного сосуществования (и даже объединения) науки и религии.

Собственно, эти три темы (из числа многих) мы выбрали для повторного опроса 20 лет спустя. Идею проведения опроса в социальных сетях при этом отмели сразу – только ножками! Как в конце девяностых, так и сейчас, нет вернее способа за короткое время узнать мнения представителей самых разных социальных слоёв – от школьников до людей преклонных годов...
  

Нареканий меньше, но могут «набить лицо»...


В 1999-м рязанское здравоохранение не ругал разве что ленивый. Больше других «на орехи» получали чиновники, ответственные за организацию оказания населению медицинских услуг.

«...Лучше стараться не болеть... В больницах еда никакая, приходится носить из дома. Лекарств практически нет...» 

Впрочем, и врачам доставалось!

«...некоторые из них – это просто рэкетиры в белых халатах. Берут и официально и неофициально. Всё упирается в материальные вопросы...»

Хотя другие опрошенные признавали, мол, как бы врачей не ругали, среди них немало хороших, которые делают и будут делать, всё, что в их силах, чтобы помочь больным.

В 2019-м, признаем честно, претензий к здравоохранению стало значительно меньше. Но мы покривили бы душой, если б сказали, что их вообще нет.

– Вы этот вопрос – про медицину нашу, старичку какому задайте в очереди в поликлинике!, – горячился Владимир Викторович, мастер Рязанских теплосетей. – Если он вам лицо не набьёт, считайте – отделаетесь лёгким испугом. Бардака ещё хватает...

Мы на всякий случай не стали искать старичка, а обратились к двум пенсионеркам – Антонине Тимофеевне и Ирине Юрьевне.

– Наше мнение – врачи стали внимательнее. Мы, например, очень довольны специалистами второй поликлиники. Талончик теперь можно взять и по телефону, в очереди стоять не обязательно. Мы вот недавно обе диспансеризацию прошли...

Возможно, как и 20 лет назад, многое зависит от конкретного медучреждения и конкретных врачей? Вот и первому нашему собеседнику повезло меньше, следующим – больше. Впрочем, в нынешних ответах рязанцев прослеживаются и некоторые тенденции.
  
– Может, это мне так повезло, но в государственной больнице мне предоставили и медикаменты, и питание неплохое, в общем, никаких нареканий, – рассказала нам Дарья, сотрудница банка. – Платные же клиники – это какой-то насос по выкачиванию денег. «Впаривают» что нужно и не нужно, только плати.

– В частных клиниках работают те же врачи, что и в государственных, –сказала пожелавшая остаться анонимной молодая мама. – А хороших врачей – мало! Вот и выходит – нередко разница в том, что в платных клиниках очередей нет. Но при этом лечение стоит ой как недёшево...
  
– У нас повезло тому, у кого есть хороший знакомый врач, – поделился мнением пенсионер Юрий Николаевич. – А если врач тебя не знает... Пришёл я на приём к терапевту, она взяла и выписала мне таблетки с «побочками», даже в карту мою не посмотрела!

– Мне по наставлению хирурга кололи витамины от отложения солей в суставе, – рассказал маркетолог Виктор. – А попал на приём к другому специалисту, так тот сообщил, что витамины эти уж лет 20, как не прописывают, вредные они...


Нам нужны деньги, нам нужен юмор!


На вопрос, заданный ещё Николаем Некрасовым, в 1999-м отвечали, что хорошо у нас живётся: а) «правительству и депутатам», б) «богатым», в) «тем, кто ворует и всех обманывает» или г) (вариант, сформулированный мягче) «тем неглупым людям, которые сумели воспользоваться сложившейся в стране ситуацией».

В 2019-м старшеклассники Ксения и Данила уверены, что хорошо живётся тем, у кого есть деньги.
  
– Или тем, кто хотя бы не считает копейки, – прибавляет к этому пенсионерка Нина Сергеевна.

Всё та же анонимная мама дополняет: и тем, кто умеет зарабатывать...

На вопрос, а почему же мы с вами не в числе таковых, уже упомянутый Владимир Викторович, ответил – так это оттого, что нас – дураков, воровать не научили. Маркетолог Виктор уточнил: не всем, мол, повезло с «крутыми коммерческими мозгами».

В общем, как ни крути, но с точки зрения большинства и 20 лет спустя едва ли не всё упирается в деньги. Разве что пенсионер Юрий Николаевич, пусть и согласился, что хорошо жить – это когда с деньгами, но заметил при этом, что жить надо с юмором...


Наука плюс религия. Или всё же не «плюс»?


И кто бы мог подумать 20 лет назад, что мнения по вопросу мирного и продуктивного альянса между наукой и религией у горожан могут быть настолько полярными, как сейчас?
  
«...Учёные и церковь должны идти рука об руку...», «Наука много помогла людям. Но и без религии нельзя. Вера – она смягчает людей...», «...Наука выросла из религии, и сегодня наука, не ограниченная моральными нормами, может принести большое зло. Поэтому учёным можно и нужно работать с церковью вместе...». Так говорили рязанцы в 1999-м.

– Наука и религия – это диалог, и диалог этот может быть конструктивным, – согласилась в 2019-м пенсионерка Антонина Михайловна.

– Наука и религия могут сосуществовать мирно, – вторила ей пенсионерка Валентина Васильевна.
  
Но две другие наши собеседницы – тоже пенсионерки – Антонина Тимофеевна и Ирина Юрьевна, возразили, что мирное сосуществование вовсе неравнозначно определению «идти рука об руку».

– Нам кажется, что говорить о каком-то примирении между ними нет смысла. Это две совершенно разные ветви, каждая – сама по себе...

– Сложно говорить о единении, в то время когда церковь коммерциализируется, – высказала свою точку зрения программист Мария. – Когда некоторые её представители продвигают в народ откровенно антинаучные взгляды, науке трудно соглашаться с этим. Религия очень важна, но хорошо бы не забывать при этом, что наше государство всё ещё считается светским...

Напомним ещё раз: всё это были мнения обычных людей на улицах. Зафиксированные 20 лет тому назад в газетной рубрике «Глас народа» (она же какое-то время называлась «Общественное мнение»), и записанные сейчас для материала рубрики «Из архива «ВР» газеты «Вечерняя Рязань».

Что переменилось в наших взглядах за этот период (и если переменилось, то почему) – делайте выводы сами.