Сложности с примирением или Когда медиатор бессилен?

29.09.2019 18:20:00 Описание
По следам прошедшего в Рязани VI Фестиваля семейного воспитания «День аиста», мы решили затронуть тему деятельности служб примирения в школах. Тем более, что об этом говорили в первый день форума, на круглом столе, посвящённом медиативному подходу в управлении образовательной организацией. Проблема разрешения конфликтов внутри школ упирается сегодня не только в нехватку профессиональных медиаторов. Но и, порою, в отсутствие должных навыков у педагогов, а, в первую очередь, в наше сегодняшнее стремление выносить любой конфликт на публичное обсуждение…

Найти тому примеры проще простого, и вот – всего один.


О выносе «сора из избы» и скорости его распространения


В тот же самый день, когда в Рязани стартовал «День аиста», в одном из популярных пабликов в соцсети «ВКонтакте» был опубликован пост от разгневанной родительницы, дочери которой, по её словам отрезали волосы в школьном туалете без её согласия. Мама пострадавшей девочки взывала к сообществу читателей паблика: «Наши дети продолжают учиться с психически больным человеком, мы настаиваем на её изоляции! Куда ещё обращаться? Что дальше делать?».

Уже через несколько часов пост набрал тысячи просмотров и несколько сотен комментариев. Другие родительницы советовали немедленно писать в прокуратуру или на сайт президента (!). Припоминали якобы имевшие место аналогичные случаи «когда всё руководство школы уволили». Писали, что на месте мамы поймали б виновницу, и «побрили налысо», «голову открутили» и т.д, и т.п.

Разумеется, на пост, вызвавший ажиотаж, обратили внимание местные интернет-СМИ, использующие любые способы поднять посещаемость. Новость растиражировали, и вот уже пресс-служба регионального УМВД спешила прокомментировать ситуацию, сообщая, сотрудники полиции-де, уже встретились с учениками и педагогами школы, а далее проведут проверку, материалы которой передадут в комиссию по делам несовершеннолетних…
Менее чем за день, о том, что в одной из рязанских школ одна девочка отрезала другой волосы, знала уже едва ли не вся Рязань.

Я сейчас не о том, стоило ли в принципе «выносить сор из избы». Проблема тут всё же несколько глубже. И заключается она в том, что никому из тех, кто был вольно и невольно вовлечён в этот ажиотаж, по большому счёту ни до предполагаемой обидчицы, ни до предполагаемой жертвы нет никакого дела. Соответственно, никто не задумывается, а как вся эта шумиха отразится на самих детях, в конфликте замешанных? Чему она научит их? Тому, что неважно, прав ты или не прав, главное – добиться своего, защитить свои интересы, а для этого любые средства хороши?


Чрезвычайно важный навык


Собственно, об этом (не применительно к конкретной описанной ситуации) педагоги и школьные психологи говорили на круглом столе в библиотеке им. Горького.

Публичность, как неотъемлемая черта сегодняшнего дня, диктует свои правила. И не только в этой ситуации, но и во многих других, даже пустяковый, но вовремя не решённый конфликт зачастую развивается во что-то невообразимое. В него вовлекаются ученики, педагоги, родители, сотрудники полиции, представители комиссии по делам несовершеннолетних… Даже в тех школах, где службы примирения существуют достаточно давно, родители, едва узнавая о конфликте, нередко предпочитают не обращаться к медиаторам и школьным психологам, а звонят во все колокола, строчат посты в соцсетях, жалобы во все инстанции, задействуют собственные финансы и связи для разрешения конфликта… О примирении тут и мысли нет, единственная задача – наказать другую сторону.

Только вот служба медиации, в отличие от любящих и заботливых родителей не пытается разобраться с конфликтом за ребёнка. А, прежде всего, помогает ему научиться справляться с конфликтами и проблемами самостоятельно. И этот навык во взрослой жизни – очень важен.

Увы, но ни медиатор в частности, ни школа в целом не в состоянии научить родителя реагировать на каждую подобную проблему не эмоционально, а вдумчиво. Оценивая, как действия, которые он намерен предпринять с целью разрешения конфликта, и возможные последствия этих действий, повлияют на его ребёнка? Помогут ему или навредят?

Одними только своими силами медиаторы все школьные конфликты, как говорится, не вывезут. Тем паче, что у нас не хватает специалистов должной квалификации. И очевидно, что навыкам медиации, умению решать школьные конфликты (и с этим согласились участники круглого стола), необходимо обучать самих педагогов. Пока это умение в педагогической подготовке уж точно не входит в число приоритетных.

Фото автора и medaboutme.ru
Автор: Юрий Александров
Теги: Общество
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции