Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Уроки октября

3 Октября 2017 15:35

Вместе с рубрикой «Из архива «Вечёрки» мы возвращаемся в начало октября 1993 года. Напоминаем: несколькими днями ранее началось открытое противостояние Верховного Совета и Бориса Ельцина, завершившееся попыткой захвата телецентра 3 октября и штурмом Белого дома днём позже...

Сразу договоримся: никаких оценок давать не будем. По той причине, что время для объективного взгляда, пожалуй, ещё не пришло. Слишком многого мы до сих пор не знаем… Так что отложим выводы, и лучше вспомним, как тогдашние московские события отражались на рязанской действительности. Благо журналисты «Вечерней Рязани» писали об этом подробно.

Митинговать запрещается!

Почти сразу в газете опубликовали постановление о запрете на проведение митингов и демонстраций на территории областного центра. Причина была сформулирована следующим образом: «В связи с Указом Президента РФ от 3 октября 1993 года «О введении чрезвычайного положения в Москве», обращением Правительства РФ к народу и в целях обеспечения общественного порядка и спокойствия на территории города Рязани». Свою оценку данному документу «Вечёрка» дала в заголовке «Митинги запрещены, но комендантского часа не будет…».

Помимо того, здесь же газета сообщила о письме из мэрии города в прокуратуру с предложением предупредить граждан, «считающих себя лидерами оппозиции, о недопустимости призывов к эскалации насилия, к вооружённым выступлениям и прочим безобразиям».

Спасибо, Лев Полиевктович...

Однако «Вечёрка» изменила бы самой себе, если бы в столь важный момент ограничилась лишь публикацией официальных документов. Первый октябрьский номер 1993 года открывала статья Игоря Блинушова «Не называйте это победой…». Уже по названию было ясно, что газета, известная своими демократическими принципами, была не намерена вливаться в официальный хор, поющий победные дифирамбы Борису Ельцину.

«...У нас, слава богу, не умеют совершать путчи, но и не умеют их подавлять, – писал корреспондент «Вечерней Рязани». – Сколько часов шла подмога до Останкино? Сколько бронетехники не добралось до Москвы – сломалось по дороге? Сколько полегло никем не остановленных «экскурсантов», просто пришедших поглазеть на штурм Белого дома? Есть и другие неприятные вопросы… Почему так долго молчал президент? Зачем недавно возвращённый из «ссылки» Гайдар в ту страшную ночь звал людей выйти на улицу? Гражданское мужество не для автоматных очередей из темноты. Тут требуется мужество военное...»

Те, кто помнит те страшные дни, не дадут соврать: 24 года назад призрак гражданской войны казался нам вполне реальным…

Примечательно, что нашему коллеге Владимиру Фролову в этой непростой ситуации не изменило чувство юмора. Свой репортаж с заседания Областного Совета народных депутатов «Они готовились и в Рязани?» он преподнёс как открытое письмо, адресованное жене и дочкам. Депутаты собирались 1 октября, и соответственно, о происшедших позже столичных событиях им ещё не было известно.

«...После того, как председатель изложил общую картину событий в России и поделился последними новостями из Москвы, депутаты начали то задавать вопросы в никуда, то выступать на свободные темы... Поругали неявившихся представителей силовых структур. Повозмущались тем, что «Приокская правда» отказалась печатать указы Руцкого, но в то же время освещает действия «бывшего президента» (иначе в зале Ельцина не называли)…»

Далее в том же ироничном тоне (а как ещё прикажете писать ближайшим родственникам?) Владимир Фролов рассказывал о вещах более серьёзных:

«…Рязанские защитники конституции заговорили, раз уж армия и полиция облсовету не подчиняются, о создании собственного ополчения. Тут лопнуло терпение у Льва Башмакова (глава областной администрации в 1993 году – Авт.). (фото) Он поднялся на трибуну и пообещал, что конфликтной ситуации в области не допустит. Так что, если хотите кого-то поблагодарить за то, что 2 и 3 октября в Рязани не гремели выстрелы, скажите спасибо Льву Полиевктовичу...»

СПРАВКА «ВР»: По данным Генпрокуратуры, обнародованным в 1999 году, во время штурма здания Верховного Совета России погибло 148 человек, вокруг здания – 101 человек, из них 77 гражданских лиц, а также 24 военнослужащих и сотрудников МВД. Всего за период с 21 сентября по 5 октября 1993 года, по данным комиссии Госдумы РФ, погибло 158 человек. Из них 130 гражданских, а также 28 военнослужащих и сотрудников милиции. 423 человека получили ранения. 

Перст указующий 

Теперь уже как-то забылось, что в Рязани снос памятника вождю был прямым следствием событий 3-4 октября 1993 года в столице. Мало того, городская администрация тогда не собиралась ограничиваться демонтажем одного, пусть и знакового для всех рязанских коммунистов, монумента. В опубликованном на страницах газеты постановлении руководства города предписывалось: «...дать предложения по возвращению улицам центра Рязани их исторических имён. Департаментам городских префектур: убрать с территории все памятники (бюсты) вождя мирового терроризма Ульянова-Ленина. Убрать с улиц города, с фасадов зданий всю символику коммунистического содержания. Всем предприятиям и учреждениям убрать портреты Ленина и других коммунистических вождей. Исключить из названий их имена и фамилии».

В продолжение 6 октября в мэрии была срочно собрана специально созданная «комиссия по переименованию городских объектов». Некоторые из её предложений через какое-то время воплотились в жизнь. Так, улицу Революции переименовали в Соборную, Ленина – в Астраханскую, Свердлова – в Николодворянскую.

А если бы вовремя не угомонились, то улицу Горького мы бы сегодня называли отчасти Торговой, а отчасти – Мясницкой; улицу Кудрявцева – Маломещанской; Полонского – Дворянской; Яхонтова – Дьяконовской; Рабочую – Духовской; Фурманова – Монастырской; а Кольцова – Горшечным Рядом.

В этой яростной борьбе с коммунистическим наследием дело порой доходило до анекдотов. Так, один из читателей «Вечёрки» предлагал переименовать площадь Ленина в площадь Евпатия Коловрата, а изваяние Ильича «...положить в лесопарке, и пусть рука его указывает в небо, где по его вине оказались миллионы душ наших людей».

Вот ведь договаривались не давать оценок, но не могу удержаться... Когда же, наконец, мы поймём, что нельзя бороться с коммунистической идеологией, используя коммунистические методы? Крайности всегда смыкаются, и библейская фраза о том, что каждому воздастся по вере и делам его, вновь и вновь доказывает нам свою актуальность. Правда, мы так же упорно не хотим усваивать уроки прошлого...

Интересно, что в числе первых, кто положительно отозвался на начавшуюся войну с памятниками, была община и настоятель прихода святого Василия Рязанского из посёлка Борки. В их обращении, опубликованном в номере «Вечерней Рязани» от 16 октября 1993 года, очень много говорилось о покаянии и возмездии за грехи. Но не было ни слова о смирении гордыни, прощении и милосердии…

КСТАТИ: 7 октября 1993-го имел место и ещё один подзабытый эпизод истории, связанный с «выносом тела» вождя с главной рязанской площади. Здесь собрались около полутора сотен горожан, преимущественно – пожилых людей и женщин. У пустующего постамента они горячо спорили о недавних событиях, но, скорее всего, пошумев, просто разошлись бы по домам...
Однако какой-то «мудрой» голове из тогдашней администрации города пришла идея ближе к вечеру отправить сюда рабочих, чтобы закрасить надписи на постаменте, появившиеся после демонтажа памятника.
Завязалась перепалка, которая кончилась ведром краски, выплеснутым на головы собравшимся. Рабочие попытались ретироваться на автомобиле, но машину окружили плотным кольцом. Когда же водитель решил прорываться и сбил двоих человек, от расправы его спасло только вмешательство милиции. Рабочих доставили в РОВД, толпа же выплеснула свою ярость на брошеное авто...