Путь к сердцу читателя

03.07.2015 Описание

В советскую пору в Рязани было одно-единственное издательство – филиал столичного «Московского рабочего». В нем печатали сочинения местных авторов, и своей очереди на издание книги можно было ждать годами...

Сейчас только в областном центре функционирует порядка 40 издающих организаций. Перешло ли, согласно заповеди Маркса, количество в качество?

Крик души

Мы поэты века деревянного,

Будь талантом ты хоть сотню раз,

Если нет в штанах рубля карманного,

Значит неизвестен среди нас!

Так откровенно характеризует современный издательский процесс рязанский поэт Александр Волков. Ему не нравится, что известность поэта зависит от его платежеспособности, и он бичует такой порядок вещей:

Посмотри, ну не поэт – убожество!..

Новый сборник в пятый раз издал.

Хороши ль стихи? Они – ничтожество!

Только рубль всё уж тут сказал…

Ну и кто читает их творения?

Заходил я в книжный магазин…

И они, скажу вам, без сомнения,

Лишний груз для фирменных витрин!

Волков себя из числа поэтов-неумех исключает, судя не только по этим строкам, но и по дерзкому признанию:

Я с Маяковским схожий рожей,

Душой с Есениным похож!

Конечно, придирчивый читатель мог бы и стихи самого Александра раскритиковать. А какой-нибудь грамотей отметил бы, что поэт одни горы называет «Кордельеры», а другие «Домбаи»... Частая беда изданий за свой счет – экономия на редакторе и даже корректоре.

Некоторые стихи и проза в «Книжном Барсе» лежат на стенде «Книги рязанских авторов» еще с 2000 года. Сочинения упомянутого Волкова – всего-то с 2013-го...

Рязанский культурный десант

Буквально на днях произошло культурное событие всероссийского масштаба. На Красной площади с 25 по 28 июня в рамках Года российской литературы состоялся X Московский международный фестиваль «Книжная ярмарка». Впервые сие мероприятие провели на главной площади страны. Другое новшество «Книжной ярмарки» – площадка «Регионы России» для демонстрации возможностей провинциального книгоиздания.

Нашу область на этой площадке представили шесть юридических лиц: издательство «Пресса», областная библиотека имени Горького, три музея: (историко-архитектурный музей-заповедник, Константиновский и художественный), а также торговая сеть «Книжный Барс» как главный закупщик книг местных авторов, представляющий всё их разнообразие. К слову, в настоящее время в «Книжном Барсе» продают около 130 книг, изданных в Рязани. Из них более полусотни – это стихи и проза земляков, более сорока – документальная историческая литература, более десятка – духовная, столько же роскошных иллюстрированных альбомов.

Все книги, которыми Рязань торговала на Красной площади, относились к исторической и краеведческой тематике. Из художественных изданий были представлены только стихи Есенина и проза Солженицына. Однако в первый день выездной торговли большим спросом у покупателей пользовались небольшие по формату краеведческие издания, возможно, из-за уникальности содержания. Документалистика, даже местного разлива, часто находит читателей не обязательно по месту создания. А вот можно ли с уверенностью сказать то же самое о творчестве местных авторов? Скорее, наоборот…

Чтиво или халтура: что неприличнее?

В ассортименте книжного супермаркета есть особая категория «нерязанских рязанцев», чьи книги выпускают крупные издательства, такие как «Эксмо», «Альфа-книги» и другие концерны. Это циклы юмористического фэнтези Олега Шелонина и Виктора Баженова, трилогия «Эльфы средней полосы» Юрия Манова, фэнтези Галины Романовой. Но считать ли эти книги принадлежащими к рязанской литературе – большой вопрос. И уж совершенно точно их нельзя отнести к плодам рязанского книгоиздания.

Продаются сочинения наших фантастов бойко. Возникает вопрос: почему бы рязанским издательствам не рискнуть и не выпустить их же под реализацию? Пожалуй, книги разошлись бы успешно, принеся пользу и авторам, и издателям. Но практичные фантасты предпочитают сотрудничать с издательствами, в которых процесс работы с коммерческой прозой отлажен до мелочей.

В провинции издавать такую прозу в прямом смысле себе дороже. У нас детективы журналистки Ирины Челикановой несколько лет назад вышли за ее счет, хотя по качеству не уступали среднему уровню подобных опусов от «Эксмо». В Рязани схема книгоиздания чаще всего такая: автор оплачивает услуги издателя и типографии, после чего забирает готовые книги, которые сам пристраивает, как может: в магазины, библиотеки... Кто-то и даром раздает.

Почему такое отличие от издательского бизнеса в Москве? Возможно, у издателя-частника в Рязани элементарно нет стартового капитала, чтобы вложить его в выпуск книги, пусть даже обреченной на успех. В издательском деле деньги длинные: много времени проходит от вложения до отдачи. А накладные расходы на полиграфию так высоки, что наши издатели предпочитают не рисковать. К осторожности бизнесмена порой примешивается личный вкус издателя, согласно которому чтиво издавать неприлично, хоть и выгодно. Ну, как сказать… На мой вкус читателя, слабые стихи издавать еще более неприлично, и к тому же вредно: портишь вкус подрастающему поколению. Рязанский «Московский рабочий» хоть и выпускал книги в час по чайной ложке, но держал минимальную планку качества текстов.

Как у нашего соседа…

Пообщавшись на Красной площади с издателями из других регионов России, я приуныла: рязанская ситуация не лучшая. У издательства «Калейдоскоп» из ближайшего к нам Владимира аналогичный подход: выпускают книги по заказам, как от частных лиц, так и от организаций. Работники типографии из Вологды, сотрудничающие с издательством «Учебная литература», посетовали на снижение количества заказов в кризисные времена. Но у этого издательства специфический духовно-просветительский контент.

А вот в Твери есть издательство «Мартин», которое бойко штампует русскую и мировую классику. На их прилавке тесными рядами лежали Достоевский, Джером, Фицджеральд, Бунин, Толстой и многие другие несомненные литературные величины. Представители издательства сообщили, что всё это выпускается ими за собственный счет и (!) приносит доход, который вкладывается в новые издания. Значит, не обязательно располагаться в столице, чтобы выпускать классику? И ведь в Рязани в 90-е годы выходили собственные переиздания «Пиквикского клуба» и «Проклятых королей», но куда делось то хорошее начинание?..

Ярославль представил на ярмарке книжный проект «Библиотека ярославской семьи» в 15 томах (еще 8 томов в работе). Это просветительская литература об истории, природе, персоналиях родного края: один том – одна тема. За написание книги издатель платит автору гонорар, который может доходить до 800 тысяч рублей! По словам главы издательства «Медиарост» Виталия Горошникова проект начинался при финансовой поддержке администрации области, но достаточно быстро не только вышел на самоокупаемость, но и обогнал по продажам в Ярославле Бориса Акунина и Захара Прилепина. У этого издательства в регионе сеть собственных книжных магазинов. Так же, как у издательства «Феникс» из Ростова-на-Дону – одного из главных поставщиков на российский рынок учебников и популярной литературы по медицине, йоге, воспитанию детей. 

Познакомилась я и с представителями издательства «Ростовкнига», имеющего 20 магазинов на донской земле. Их профиль – труды по истории казачества и переиздания книг советского времени, полюбившихся прошлым поколениям (кстати, в том же виде). Тут коммерческий элемент тесно переплетен с патриотическим. Выходит, одно другое не исключает?

Вывод напрашивается один: нет провинциального книгоиздания как застывшего и монолитного явления, и оно способно не уступать центральному. Всё зависит от самих издателей. Рязанские издатели, вероятно, боятся лишний раз рисковать, а может, зря?.. Или это наши покупатели книг породили в них неверие в востребованность их продукции? Так почему бы не поискать новые пути к сердцам читателей?

Автор: Елена Сафронова
Теги: Культура
Вернуться к списку

Афиша новогодней столицы

     
Задать вопрос редакции