Сезон закончен? Да здравствует сезон!

12.06.2015 Описание

Театральный год подходит к концу. В этом нет ничего удивительного, ведь в театре время измеряется сезонами. Лето – традиционная пора гастролей...

Нынешний театральный год в областном центре проходил под знаком классики. Гоголь, Достоевский, Чехов, Шолохов и, наконец, вечный король подмостков – Вильям Шекспир. Каждый из спектаклей, будь-то «Король Лир» в драматическом театре или «...i наказание» в Tеатре кукол, так же как и «Вечера на хуторе близ Диканьки», сами по себе были культурными событиями, достойными отдельного разговора. Но сегодня – что называется, под занавес – хочется попытаться подвести кое-какие итоги...

Два мира, два Шекспира

Итак, начнем с Шекспира. Два спектакля – «Король Лир» и «Зимняя сказка» в Театре для детей и молодежи – рязанцы могли увидеть в этом сезоне. О втором мы писали достаточно подробно, а вот знаменитая притча о несчастном отце оказалась вне сферы нашего внимания. Что ж, попробуем наверстать упущенное.

Прежде всего хочется отметить смелость театра, взявшегося за столь сложный и ко многому обязывающий материал. С историей английского короля, разделившего свое королевство между двумя коварными дочерьми и оставившего без наследства любящую и добродетельную младшую дочь, известна даже тем, кто мало интересуется театральным искусством. Что уж говорить об искушенной публике. Знаменитый фильм Георгия Козинцева с Юрием Ярветом в главной роли видел, пожалуй, каждый третий россиянин, просто потому, что его регулярно показывают по телевидению. И всё же рязанский театр драмы рискнул... Насколько этот риск был подкреплен возможностями режиссера и труппы – вопрос спорный. Выскажу мнение (всего лишь субъективное мнение), что спектакль получился довольно поверхностным, несмотря на все шекспировские страсти и многозначительные режиссерские метафоры... И что самое удивительное, при всем модернистском антураже порою казалось, что подобное исполнение Шекспира вполне можно было увидеть на рязанской сцене и сто лет тому назад... Есть определенный набор штампов, которыми артисты пользуются, играя шекспировские трагедии уже многие-многие годы. Не миновала чаша сия и рязанского «Короля Лира». Исполнитель главной роли, очень хороший артист Александр Зайцев, всеми силами пытался сквозь налет театральных страстей и ложного драматизма донести до зрителей философскую глубину одной из лучших шекспировских трагедий. Но...

Про «Зимнюю сказку» в рязанском ТЮЗе мы уже рассказывали. Поэтому совсем коротко... Этот спектакль нельзя назвать бесспорной удачей. Однако режиссер Марина Есенина попыталась найти действительно современное прочтение этой во многом загадочной и не слишком востребованной трагикомедии великого англичанина. Пусть не всё получилось, но свежесть взгляда, искренность большинства актеров и, главное, вера в то, что рязанский зритель способен воспринимать не только много раз пережеванные штампы, но и по-настоящему сложный театральный язык, безусловно, достойны всяческого уважения.

На собственном языке

– В нынешнем театральном сезоне нам многое удалось сделать, – считает художественный руководитель Театра для детей и молодежи на Соборной Марина Есенина. – В репертуаре появились работы, интересные самому разному зрителю. По-моему, главное, что у театра существует свой взгляд на окружающий мир. И он не просто декларируется, а реализуется на сценических подмостках. Не буду говорить об индивидуальности и стиле. Пусть об этом судят зрители и театральные критики. Но если вы видели наши последние премьеры, в том числе и работы совсем молодых режиссеров, то не могли не отметить: мы стараемся говорить с публикой на собственном языке. И этот язык идет от сердца.

Рязанский ТЮЗ последним из рязанских театров закрывает сезон. И не абы чем, а премьерой спектакля по самому Толкину! 30 июня у зрителя будет возможность вместе с Бильбо Беггинсом, Гэндальфом и отважными гномами отправиться в путешествие к Одинокой горе отвоевывать фамильные сокровища у дракона Смауга. В общем, нас с вами ждет «Хоббит». Первая в Рязани постановка начальной книги знаменитой во всем мире саги о Средиземье.

Забытая инсценировка

Не могу отказать себе в удовольствии и хотя бы вкратце не познакомить читателя с историей пьесы, по которой ставится спектакль. Дело в том, что, несмотря на всемирную известность, Толкину не повезло со сценическими редакциями в нашей стране.

В советское время жанр фэнтези вообще был не в почете. А уж книги английского профессора филологии, убеждавшего читателей, что один совсем маленький, но очень храбрый и благородный человечек может противостоять целой империи зла, попросту были под запретом...

В самом начале семидесятых драматург Яков Гордин вместе с главным режиссером Ленинградского ТЮЗа Зиновием Корогодским пишут инсценировку «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе». Об этом спектакле до сих пор ходят легенды. Говорят, местное управление культуры пропустило его только благодаря тому, что слабо представляло себе, кто такой Толкин. Какие-то гномы, эльфы – очередная сказочка...

Но после премьеры всё встало на свои места. Призрак Мордора, присутствовавший в спектакле повсеместно, не оставлял сомнений, о какой именно империи зла рассказывают со сцены детского театра.... «Хоббит» был запрещен решительно и бесповоротно. Все усилия Корогодского сохранить спектакль оказались тщетными. Инсценировку запретили и забыли на долгие годы...

Сегодня в Рязани делают спектакль именно по этой инсценировке. Маленький человечек Бильбо Беггинс возвращается. И это, на наш взгляд, один из наиболее радостных итогов нынешнего театрального сезона.

Непривычный уровень

В этом году на рязанской сцене ставили спектакли многие приглашенные режиссеры. Но есть две фамилии, на которых хотелось бы остановиться особо. Это главный режиссер липецкого драматического театра Сергей Бобровский, поставивший в драме чеховскую «Чайку», и белорусский мастер Олег Жюгжда, воплотивший в Театре кукол сначала «Преступление и наказание» Достоевского, а под конец сезона – собственную композицию по чеховским рассказам «Снился мне сад в подвенечном уборе». Безусловно, сравнивать работы двух совершенно разных художников было бы глупо. Но кое-что объединяющее в них всё же есть. В первую очередь, это уровень театральной культуры и вкуса, профессионализм и умение при всем своеобразии режиссерской трактовки сохранить авторскую мысль и интонацию. Их спектакли на рязанской сцене могут нравиться или вызывать отторжение. Но уровень, господа, уровень несколько отличается от того, к которому мы привыкли... И если появление Сергея Бобровского в драматическом театре, скорее, исключение из правил, то приглашение на постановку Олега Жюгжды в Театр кукол вполне укладывается в традиции этого творческого коллектива. Рязанские кукольники в течение многих лет стараются работать с наиболее интересными современными режиссерами и только выигрывают от этого.

Итак, нынешний театральный сезон подходит к своему завершению. Были в нем победы и неудачи. Живой театральный процесс не может существовать без проб и ошибок. Они готовят почву для дальнейшего движения. И в ожидании новых событий остается только воскликнуть: «Сезон закончен? Да здравствует сезон!» 

Автор: Михаил Колкер
Теги: Культура
Вернуться к списку

Афиша новогодней столицы

     
Задать вопрос редакции