Апрельские чудеса

12.04.2016 Описание

В минувшие выходные в Рязанском областном центре народного творчества прошёл XVI региональный фестиваль любительских театров «Губернские подмостки». Три дня с утра до вечера в здании бывшего летнего дворянского собрания в старом парке...

Здесь можно было увидеть дебютный спектакль совсем молоденькой выпускницы Рязанского колледжа культуры из Шацка и испытать эмоциональный шок от премьеры режиссёра Владимира Деля из Скопина. Посмеяться над персонажами английской комедии «Дорогая Памела» вместе с артистами Спасского народного театра и погрузиться в пучину философских размышлений Вольфганга Борхета в спектакле «Там, за дверью» Касимовского театра юного зрителя...

Фактор влюблённости

Прежде чем перейти, собственно, к фестивальным событиям, хочется сказать, что «Губернские подмостки» – явление уникальное. Многие аналогичные фестивали в соседних регионах давно уже или «приказали долго жить», или перешли на куда менее затратный формат заочных просмотров, когда конкурсанты вместе с заявками присылают видеоверсии спектаклей, чем их участие и ограничивается. О том, что подобный подход уничтожает сам смысл фестивального процесса, мало кто задумывается. Кризис на дворе…

Пятый раз автор этих строк выступает в качестве одного из членов жюри «Губернских подмостков», и не понаслышке может утверждать: фестиваль живёт, в первую очередь, благодаря энтузиазму, профессионализму и влюблённости в своё дело всего коллектива Областного центра народного творчества. Каких усилий им это стоит – разговор отдельный… Но так уж тут заведено.

«Шансу» аплодировали стоя

Фестиваль открывался спектаклем «Мы были…» театра-студии «Шанс» из села Поляны. Художественный руководитель театра и режиссёр спектакля Светлана Рахманина вынесла на суд зрителей сценическую композицию по пьесе Владимира Коростылева «Варшавский набат», дневникам Яноша Корчака и поэме Александра Галича «Бабий Яр». Кроме того, в спектакле были использованы фрагменты из фильма Анджея Вайды «Корчак».

Не люблю пересказывать сюжеты спектаклей, но в данном случае, думаю, это необходимо. Януш Корчак – польский педагог, врач и философ. Создатель приюта для еврейских детей-сирот в Варшаве. После оккупации Польши имел возможность уехать из страны, но вместе со своими воспитанниками переселился в гетто, а позже сопровождал детей в лагерь смерти Треблинка. Немецкое командование предложило Корчаку вернуться в Варшаву, но он отказался. Погиб вместе с детьми в газовой камере...

Выбирая драматургический материал, режиссёр спектакля прекрасно понимал: по силе эмоционального воздействия он беспроигрышный. А тем более – подкреплённый поэзией Галича, фильмом Вайды и дневниками Корчака... Но в этом заключалась и главная опасность. Очень просто было переборщить с излишним пафосом и начать «выдавливать» из зрителя слезу. К счастью, у талантливого художника Светланы Рахманиной и её артистов хватило такта и мудрости пойти по другому пути. Спектакль получился мужественным. И добрым. Казалось бы – плохо сочетаемые понятия. Но на территории сценического пространства это вполне возможно. Стилистика, в которой работает Светлана Рахманина: чёрная униформа на артистах, босые ноги, предельный минимализм в оформлении – не нова и часто используется в современном театре. Но в этом случае она была более чем уместной. Всё внимание – на актёра, на его глаза, на смысл произнесённого слова, на боль и любовь, транслируемую в зрительный зал. В финале «Шансу» аплодировали стоя. И, по-моему, не было ни одного человека, который бы не плакал…

Наверное, не имеет смысла перечислять все спектакли, показанные в эти выходные в Центре народного творчества. Ограничусь тем, что скажу: они были разными, от довольно слабых по своему художественному уровню до очень крепких работ, вполне достойных профессиональной сцены. Но были и спектакли, которые можно отнести к категории открытия или, если угодно, театрального чуда. На них давайте и остановимся.

От иронии до трагедии

Евгений Гришковец, «Осада». Касимовский народный театр «Аспект». Режиссёр Феликс Романов.

Когда пятнадцать лет назад зритель впервые познакомился с творчеством Евгения Гришковца, среди специалистов разгорелись яростные споры: можно ли то, что он делает, вообще отнести к театру как к таковому. Феномен Гришковца остаётся предметом для дискуссий и сегодня. Касимовский театр и его безусловный лидер Феликс Романов не стали лезть в театроведческие дебри. Уверен, их мало беспокоило, отвечает ли произведение автора требованиям теории драмы или скорее относится к разряду так называемых постмодернистских текстов... Остросоциальная трактовка древнегреческого мифа об осаде Трои, трагический юмор (и такое сочетание также вполне возможно на театральных подмостках), грустная ирония современного рефлексирующего интеллигента по поводу вечных тем войны, патриотизма и пропагандистских штампов – вот что стало главной темой спектакля. В нём, как и в самой пьесе, очень много вопросов и практически нет готовых рецептов. Прекрасная работа сценографа, что в силу финансовых причин большая редкость в любительском театре. Текст Гришковца, актёрский ансамбль и парадоксальная фантазия Феликса Романова создали удивительный спектакль о нашей сегодняшней жизни.

Закрывал фестиваль Владимир Дель. Скопинский театр «Предел». Сценическая композиция по блокадным дневникам Юры Рябинкина. О спектаклях Деля писать сложно. Он мастерски владеет языком сценической метафоры, сложнейшим жанром трагического балагана… Это нужно было видеть. Поэтому скажу только, что спектакль, безусловно, стал явлением...

P.S. Гран-при XVI регионального фестиваля «Губернские подмостки» завоевали Светлана Рахманина и театр-студия «Шанс». Феликс Романов и касимовский театр «Аспект» получили диплом лауреата. Владимир Дель и театр «Предел» – диплом за лучшую режиссуру. XVI фестиваль закончен. Остаётся набраться терпения и два года ждать новых театральных чудес...

Фоторепортаж с фестиваля «Губернские подмостки» смотрите здесь.

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Афиша новогодней столицы

     
Задать вопрос редакции