Красные в городе

05.04.2016 Описание

Думаю, прежде чем перейти к главной части сегодняшней публикации в рубрике «Из архива «Вечёрки», следует напомнить молодому поколению суть вопроса, так беспокоившего наших коллег в апреле 1996 года.

Двадцать лет назад все ветви как региональной, так и городской власти возглавили представители коммунистической партии. В одном отдельно взятом регионе страны победившей демократии коммунисты взяли реванш.

Губернатором стал Вячеслав Любимов. Председателем областного Совета народных депутатов (тогда областной парламент назывался именно так) – Владимир Федоткин. Мэром Рязани – Павел Маматов, председателем городской Думы – Надежда Корнеева. Если добавить, что в Госдуме Рязань также представлял коммунист – Леонид Канаев, картина будет совершенно полной.

Начнём с финала… «…Несколько тысяч горожан своим волеизъявлением сформировали на четыре года представительный орган местного самоуправления – городскую Думу. На 28 мандатов претендовал 151 кандидат… Коммунисты одержали в Рязани неоспоримую победу. Радости мало, но не смертельно. 70-летняя эпидемия «красной чумы» безвозвратно миновала. Ну а отдельные её рецидивы мы как-нибудь переживём...» – писал в апрельском номере 1996 года журналист «Вечёрки» Павел Гресь.

Пари на памятник

В редакции «Вечерней Рязани» заключили пари: каким будет первый указ «покрасневшего» городского парламента. Часть редакции была уверена: депутаты прежде всего переизберут главу горадминистрации. Их оппоненты утверждали: вопрос о мэре будет вторым, а первый законодательный акт вернёт на место поверженный в 1991 году памятник Ленину. Приверженцы более разумной версии проиграли... Видимо, рязанские коммунисты рассудили, что кресло градоначальника от них и так никуда не денется, а вот продемонстрировать народу верность идеям Ильича необходимо. Что и было сделано!

Ещё накануне выборов, 30 марта 1996 года, Рязань посетил лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов. Данному событию «Вечёрка» посвятила целую полосу… Кто-то может упрекнуть газету в чрезмерном внимании к «коммунистической угрозе». Но, господа, не забывайте о времени... Рейтинг Бориса Ельцина стремительно падал. И на тот момент Зюганов был реальным кандидатом на пост президента страны... А «Вечерняя Рязань» в 1996 году была наиболее востребованным печатным органом в регионе: почти 90 000 экземпляров тиража. При этом «Вечёрка» была едва ли не единственной рязанской газетой, которая никогда не скрывала своей ярко выраженной антикоммунистической позиции.

Так что полоса в «Вечёрке» середины 90-х могла стать весомым доводом в поддержку демократического пути развития. Увы, рязанцы предпочли другой сценарий... Демагогическая риторика, построенная на обвинениях Ельцина и его окружения во всех смертных грехах, преобладание среди избирателей пенсионеров старой закалки, которые выросли при советской власти… Тут и особо напрягаться не стоило. Можно сказать, «яблоко власти» к тому моменту уже покраснело и практически само упало в руки приверженцам учения о социальной справедливости в трактовке Ульянова-Ленина...

Православный коммунист

Впрочем, вернёмся к визиту главного российского коммуниста. «Вечёрка» так рассказывала о двух встречах Зюганова с горожанами в залах сельхозинститута и ДК Станкозавода. «…Несмотря на довольно «нудный» темп, с которым Геннадий Андреевич отвечал на вопросы с мест, всё творившееся в этих залах можно было сравнить с названием известной телевизионной передачи «Аншлаг! Аншлаг!». Люди стояли в проходах между рядами, толпились в холле. Те, кого не вместил зал, могли слушать речь товарища Зюганова прямо у входа в ДК благодаря усилителям...» – делился своими впечатлениями корреспондент «Вечерней Рязани» Эдуард Совенко. Ну а после выступления состоялась пресс-конференция, на которой журналисты наконец-то получили «доступ к телу» верного ленинца.

«Вопрос от «Вечерней Рязани»:

«– В своих выступлениях Вы часто упоминаете православие… Что это – предвыборный трюк или Вы действительно верующий человек?

– …У меня отношение к вере уважительное. Я, например, считаю, что человек без веры как дерево без корней. Лично сам верю в историю, в культуру, верю в разум, в знание, в справедливость, в добро и природу. Для меня это и есть Бог, если по-вашему…»

М-да… Вообще, в вопросах веры коммунисты, в том числе и рязанские, оказались большими оригиналами. Например, уже упомянутый нами депутат Государственной Думы середины 90-х Леонид Канаев в одном из интервью заявил, что он является «православным коммунистом». Думаю, Карл Маркс от подобного заявления трижды бы в гробу перевернулся…

Естественно, интерес наших коллег не исчерпывался только лишь религиозными вопросами. Интересовались возможными планами Геннадия Андреевича на посту президента, оценкой предвыборных успехов лидера ЛДПР Владимира Жириновского, также незадолго до этого посетившего Рязань. Кстати, тогдашняя рязанская власть с Зюгановым встречаться отказалась. Он, правда, счёл, что местные чиновники его испугались...

СПРАВКА «ВР»: В первом туре президентских выборов в июне 1996 года Борис Ельцин набрал 35,28% голосов, Геннадий Зюганов – 32,03%, Александр Лебедь – 14,52%. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов, которые при повторном голосовании в июле набрали соответственно 53,82% и 40,31% голосов.

Ивановы не порадовали

После победы коммунистов на городских выборах «Вечёрка» провела телефонный опрос. Журналисты интересовались, как народ оценивает результаты… С выборкой особо заморачиваться не стали, просто звонили горожанам по фамилии Иванов.Результаты не оказались чем-то из ряда вон выходящим. Половина из всех респондентов отделывалась репликами «Нам это совершенно безразлично» и «Мы далеки от политики…». Настроение этой «безразличной» части общества, пожалуй, сыграет решающую роль на грядущих президентских выборах. От того, как проголосуют далёкие от схваток за кремлёвское кресло люди, зависит очень многое.

Третья часть респондентов выразила положительное отношение к победе коммунистов… И это не только пожилые люди. Среди опрошенных была и молодёжь, и горожане среднего возраста. И всего лишь 15% оказались недовольны итогами».

Согласитесь, такие результаты опроса накануне президентских выборов не внушали оптимизма. Вот и наши коллеги несколько приуныли… Это мы сегодня знаем о рождении слогана Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь!» и о его ставшем сегодня легендой знаменитом «чёсе» через всю страну с командой эстрадных звезд и любимых киноартистов. Но тогда казалось, что победа коммунистов в стране предрешена и рязанские выборы – лишь пролог к этому событию...

Вообще тема коммунистического реванша в Рязани середины 90-х чрезвычайно интересна. Почему, казалось бы, выгоднейшая для марксистов-ленинистов ситуация была упущена?

Ведь соратники по партии в очень скором времени переругались до безобразия, несмотря на общность идеологических позиций. Какая чёрная кошка пробежала между ними? Или же всё дело в том, что когда пришло время не болтовнёй заниматься, а работать, выяснилось, что как раз работать-то «реваншисты» и не умеют?

Так, в одном из весенних номеров 1996 года «Вечёрка» процитировала первого секретаря Самарского обкома КПРФ Валентина Романова (в Самарской области, так же, как и у нас, коммунисты в то время сумели занять многие ключевые посты во власти). Дословно Романов сказал следующее: «Есть колоссальные ожидания трудящимися того, что победившие коммунисты народу принесут. И это колоссальная трагедия нашей партии, если мы не найдём способов сказать народу беспощадную правду: ничего...»

P.S. Малоизвестный, но очень интересный момент. В 90-х, а точнее до реванша коммунистов в 1996-м, область владела контрольным пакетом акций большинства ликёроводочных и спиртовых заводов. Наш регион и сегодня мог бы использовать эти акции и значительно пополнять бюджет. Но, к сожалению, этого не случилось. С уходом коммунистов с руководящих постов куда-то «ушли» и акции этих прибыльных предприятий...

Автор: Михаил Колкер
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции