Весёлые дровосеки и абажуры уходящей эпохи

19.10.2018 14:05:00 Описание
О том, что нас ожидает новое прочтение пьесы Чехова «Вишнёвый сад» можно было догадаться ещё до начала спектакля. Да, собственно, начала в традиционном смысле этого слова не было…

Обозреватель «ВР» Михаил Колкер побывал на предпремьерном показе новой постановки Рязанского Театра Драмы.



На спектакле, премьера, которого состоится в эти выходные, входящий в зал зритель сразу становится свидетелем подготовки к встрече хозяйки старинной барской усадьбы. Любовь Андреевна Раневская после гибели своего сына несколько лет прожила в Париже…

Намерено пытаюсь кратко объяснить исходные предлагаемые обстоятельства. Думаю, что не читавший пьесы зритель вряд ли сможет понять, кто эти господа, одетые явно не по моде конца XIX века, и поющие странные частушки? Плазменный экран, на котором демонстрируют некие природные пейзажи в сопровождении вполне современного текста о привлекательности вишнёвого сада, ясности в происходящее действие не вносит. Скорее, ещё больше убеждает – спектакль готовит нам ещё не одну смысловую загадку.

Так, абажуры всевозможных размеров, модные в квартирах наших бабушек в 50-е годы прошлого века, видимо должны были напоминать о некогда царившем в доме Раневской покое и уюте. Однако с прошлым покончено! Петя Трофимов в комиссарской кожаной тужурке яростно поёт гимн итальянского сопротивления «Белла чао», и лихим приёмом заламывает руку Ермолаю Лопахину...

Не буду пересказывать всю постановку. Режиссёр Гульнара Галавинская, уже известная рязанцам своим современным прочтением шекспировского «Короля Лира», и на этот раз решила до предела насытить чеховскую драматургию постмодернистскими аллюзиями и смысловыми подтекстами. Так что, уважаемый зритель, рекомендую перед посещением спектакля перечитать первоисточник. Без этого, боюсь, вам будет трудно уследить за развитием сюжета. А иногда и просто понять – «ху из ху?».

Наверное, кто-то сочтёт автора этих строк убеждённым ретроградом и противником всего нового и экспериментального в театральном искусстве. Напротив, я убеждён, что для художника не должно быть запретов и ограничений! И даже помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик в заношенной детской вязаной шапочке меня не пугает. Только вот непонятно: зачем для якобы авангардного высказывания режиссёра нужно было в качестве материала брать мудрую, и точно выверенную по композиции чеховскую пьесу? Для чего с таким пионерским задором размахивать топором в воздушных переплетениях гениального текста?

Невольно вспоминаются известные стихи Юрия Левитанского:

Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят весёлые дровосеки,
рубят,
рубят
вишнёвый сад...

Фото mediaryazan.ru
Автор: Михаил Колкер
Теги: Культура
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции