Укротители огня

17.05.2019 19:55:00 Описание
Рязанцы уже не раз видели захватывающие уличные представления, участники которых проделывают невообразимые фокусы с огнём: выписывают в темноте замысловатые фигуры, жонглируют горящими предметами и даже извергают фонтаны огня... Сегодня это искусство, уходящее корнями в древность, вновь покоряет людей. О том, как становятся укротителями огня, «Вечёрке» рассказал один из артистов фаер-шоу в Рязани – Роман Тарасов.

Сегодня подобные шоу можно увидеть в городах Европы, США, Индии. Пришли они и в Россию. Фаерщики (как они сами себя называют) выступают и на улицах, в ходе массовых празднеств, и на частных мероприятиях. Вошли в моду, например, свадьбы «с огоньком», когда молодожёны позируют на фоне горящих сердец и дорожек из пиротехнических фонтанов.

Роман Тарасов участвует в огненных представлениях уже много лет. Сам ставит и проводит огненные шоу, подбирая и реквизит, и музыку. Правда, обычно выступает не один, а в команде. А, кроме того, обучает основам таких выступлений подростков, начиная с 12-летнего возраста.


И хобби, и профессия


– Роман, давно ли вы увлеклись участием в фаер-шоу, и как это случилось?

– Лет семь назад один товарищ пригласил поучаствовать в огненном шоу, и я решил попробовать свои силы. Всё настолько понравилось, что начал вникать в основы этого дела.

– Как это занятие правильно называть, и как – участников таких шоу?

– Артистами оригинального жанра, если кому-то не нравится слово «фаерщик». Любое шоу с элементами огня можно назвать «фаер-шоу». Но то, чем сейчас занимается наш коллектив, даже несколько шире. Это флоу-арт – манипуляции с различным огневым и световым реквизитом. С горящими шарами, палками, с факелами. Можно устроить только световое шоу, например, ультрафиолетовое.

Одна из главных составляющих огненных шоу, чем мы тоже, конечно, занимаемся – поинг-жонглирование. Пои – это шарики, связанные верёвкой или цепью. Перед началом выступления их поджигают. Кручение этих шаров позволяет выписывать в воздухе самые разнообразные фигуры.
Для большего эффекта выступления используются огненные пушки – у нас такие тоже имеются.

Продолжительность выступления фаерщика может быть любой, но, чаще всего, минут десять. Это идеальное время, чтобы сохранить нужную концентрацию.

– Для вас эти выступления с огнём – хобби или профессия?

– И то и другое. Это любимое дело, которое приносит удовольствие, даёт новые навыки, новые знакомства, приносит и заработок.

– А чем вы занимаетесь помимо фаер-шоу?

– Поскольку в детстве увлекался музыкой (играл в рок-группе), сейчас работаю звукорежиссёром и диджеем на массовых мероприятиях и дискотеках.


Составляющие мастерства – техника и танец


– Допустим, кто-то посмотрел на ваше выступление и решил заниматься флоу-артом (фаер-шоу). Помимо желания, нужна какая-то спортивная подготовка?

– Не обязательно, многие начинают с нуля. Занимаясь с подростками, поначалу я обучаю их правильно крутить различные предметы. Это очень полезно само по себе – развивает координацию, чувство ритма, умение хорошо владеть обеими руками (амбидекстрию). Сначала мы просто набиваем руку, а потом можно и ставить фаер-шоу. Ну а если вы пришли учиться уже взрослым со спортивной или танцевальной подготовкой за плечами, всё это только пойдёт в плюс.

Кстати, среди фаерщиков есть «техники» и есть «танцоры». Техники – те, кто выполняет сложные элементы. А танцор умеет красиво двигаться, танцевать с реквизитом. Когда один человек соединяет оба навыка, и технику и танец, это уже мастер, который может показать суперкрасивое зрелище.

– Вы занимаетесь йогой – это тоже помогает в манипуляциях с огнём?

– Да, что-то из йоги я привношу в поинг, а из жонглирования огнём – наоборот, использую в йоге. Например, асинхронные круговые движения руками, которые, кстати, очень полезны для синхронизации полушарий головного мозга.


Пламенная география


– А какие особенности есть только у ваших фаер-шоу?

– Я люблю работать со зрителем. Например, вызвать человека на площадку, чтобы тот проделал какой-нибудь несложный трюк, скажем, покрутил горящую палку. Или раздаю зрителям бенгальские огни, чтобы и они тоже «зажигали». Могу вызвать зрителя на площадку, чтобы делать манёвры вокруг него.

– Здесь, конечно, самое время спросить о мерах безопасности. Стоит ли чего-то бояться зрителям, которые смотрят на вас, и насколько безопасно это для самого выступающего?

– Зрителям рекомендуется смотреть фаер-шоу так, будто это происходит на экране, стоя на некотором расстоянии. Вообще, у нас всегда стоит наготове огнетушитель, но за все годы выступлений я ни разу им не воспользовался. Сам получал небольшие ожоги, которые нельзя назвать серьёзными. Есть профессиональные секреты, которые мы соблюдаем, чтобы избежать ожогов.

– Много в Рязани на сегодня тех, кто тоже увлекается «укрощением огня»?

– По тем коллективам, которые я знаю, в Рязани таких людей не больше двух десятков. Это не так много, как, например, в Москве. Зато Рязань – единственный город, где флоу-арт уже преподается детям в рамках дополнительного образования. Например, Анастасия Гундина, моя напарница, которая тоже пришла в огненные шоу семь лет назад, сейчас ведёт такие занятия во Дворце детского творчества.

– А вы у кого учились? Был личный наставник?

– Нет, я осваивал это ремесло по видеоурокам. Потом удавалось поучиться на фестивалях, которые проходят в Москве и других крупных городах.

– Какие из собственных выступлений вам больше всего запомнились?

– Получилось так, что однажды на Новый год, в 2015-м, я зажигал в Абхазии, когда на море было +10. А на следующий Новый год выступал уже при -20 – под Рязанью...

С любовью вспоминаю участие в фестивалях: в Абхазии на фестивале «Море леса», в Новороссийске – на «Кваманге», в Ейске, Ростове-на-Дону. В Рязанской области случалось выступать в Касимове, Ряжске, Сасове. Но основное количество наших выступлений приходится на Рязань, и особенно яркими они получаются в Дни города.

Запомнился ещё «огненный тур» в 2015 году, когда мы заезжали в разные города – Воронеж, Новороссийск, Геленджик, Краснодар – и везде крутили огонь, выступая прямо на улицах. Теперь у нас много друзей в каждом из этих городов. Наше хобби – это ведь ещё и путешествия, общение с самыми разными людьми. Есть что-то общее с артистами на гастролях...

– А в Рязани когда и где публика может вас увидеть?

– Мы довольно часто участвуем в массовых праздниках – например, в лесопарке отжигали на открытии «Новогодней деревни», много раз, как я и сказал, участвовали в Дне города. На День Победы в лесопарке вышли на сцену дети, начинающие фаерщики, станцевали со световым реквизитом под песню «Кукушка».

И одно из недавних событий – мы выступили на мото-рок-фестивале «Хвоя» в Полянах.

– Вы планируете и дальше заниматься фаер-шоу? Какую цель ставите перед собой?

– Мне хотелось бы заниматься этим и дальше, стараться передать свои навыки. Очень интересно воспитывать новое поколение фаерщиков, работать с подростками, готовить огненные перформансы с их участием. Надеюсь, вы ещё не раз увидите такие выступления. Ну и, конечно, самому надо расти профессионально, чтобы делать шоу ещё интереснее и ярче.

Фото Стаса Синельникова, Ивана Ермакова, Аделины Студиновой
Автор: Ольга Почина
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров

    
Задать вопрос редакции