Сдерживаем оптимизм

03.04.2019 19:15:00 Описание
Послушайте, ну замечательно же – 52 млрд рублей потратят в регионе на реализацию нацпроектов: это ж сколько полезного сделать можно! Возьмём для примера отрасль культуры, и приоткроем кое-что из того, о чём говорил на совещании с представителями районов глава минкульта региона Виталий Попов. В Захаровском районе к 2025-му должен появиться Центр культурного развития, в Милославском – два новых ДК, в Скопине – новые здания музыкальной школы имени Новикова и ДК «Металлург», и это – далеко не весь список... Свои кинозалы появятся в каждом муниципальном образовании! Что ж, расскажем, как о самом совещании, так и о поводах для оптимизма более детально…


В первом кустовом совещании по реализации национальных проектов на местах, прошедшем в Пронске, участие приняли представители, собственно, Пронского, а также Старожиловского, Захаровского, Михайловского, Милославского, Скопинского районов и города Скопин. В дальнейшем аналогичные совещания первые лица региональной власти намереваются провести с руководителями муниципальных образований прочих районов Рязанщины.

Посыл определён федеральным правительством: успех реализации национальных проектов, в первую очередь, зависит от того, насколько усердно за воплощение намеченных планов возьмутся на местах...


Каскадируем всё!


Рязанский регион задействован в 11-и национальных проектах из 12-и. Не вошли мы только в нацпроект по развитию науки. Зато задачи, кои предстоит выполнять в процессе реализации нацпроектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» касаются нас напрямую.
  
Нынешняя кампания по реализации нацпроектов имеет все признаки многоступенчатости, и широко используется термин, характеризующий это её свойство – каскадирование.
До конца апреля на областном уровне должны быть утверждены 86 собственных проектов: 49 – региональных, 28 – ведомственных и ещё 9 – пока не инициированных. И все они будут каскадированы в проекты федеральные и национальные, т.е. послужат решениям, поставленных нацпроектами задач.

Муниципалитетам же, о чём рассказала на совещании советник губернатора Рязанской области Наталья Гаркуша, предстоит либо активно включиться в реализацию региональных проектов, либо разработать собственные муниципальные проекты, которые, в свою очередь, будут (опять же) каскадированы в проекты региональные, ведомственные, и так далее…

Соответственно, как за выполнение задач, поставленных региональными и ведомственными проектами личную ответственность несут губернатор области и главы региональных министерств, так и за реализацию муниципальных проектов будут лично отвечать главы муниципальных образований.

Контроль над реализацией нацпроектов становится несоизмеримо строже, о чём представители муниципалитетов в ходе заседания были неоднократно предупреждены.

Если ранее ответственному должностному лицу надлежало отчитаться о выполнении возложенных на него задач (приобрести что-либо, построить или отремонтировать) к определённому сроку – 1 декабря, теперь так называемые контрольные точки распределены по всему году, и касаются всех процедур: от заключения требуемых соглашений и сроков внесения необходимых корректив в нормативные документы муниципальных образований до проведения торгов и далее. Несоблюдение сроков прохождения контрольных точек чревато последствиями! И, к слову, в федеральном графике контрольных точек никоим образом не учтены проблемы, которые могут быть связаны, например, с затратами времени на оформление документов. Исполнителям (как регионального, так и муниципального уровня) настоятельно рекомендовано не приспосабливать графики под вероятные проблемы, а приспосабливаться самим к своевременному прохождению контрольных точек.


Нюансы приспосабливания


На первый взгляд, при некотором, уж простите за словечко – раздолбайстве, присущем нашему менталитету, такую строгость можно только приветствовать. Ну а как же – нет более у чиновников возможности филонить, будь добр делать вовремя, всё, что от тебя требуется, а не справляешься – так освободи своё место другому, кто толковей тебя!

Закавыка тут, однако, заключается в том, что возможные проволочки могут возникать не только из-за пресловутого человеческого фактора, но и по причине несогласованности действий между разными ветвями власти, что бывало уже не раз, и очередной пример чему всё на том же совещании в Пронске привёл министр ТЭК и ЖКХ региона Андрей Горелов.

Ещё осенью 2018-го по региональному проекту «Формирование современной городской среды в Рязанской области» были подготовлены проекты благоустройства дворовых территорий, просчитывали которые, исходя из нормы о софинансировании реализации этих проектов собственниками жилья в размере 10%. А не далее, как в феврале 2019-го на федеральном уровне доля софинансирования была увеличена до 20%. Теперь муниципальные образования вынуждены проводить все процедуры, связанные с проектами благоустройства, повторно. Т.е. приспосабливаться…


Как «нарисуем», так и будет?


Главам муниципалитетов отныне предстоит настроиться на серьёзную работу, иначе поставленных задач не выполнить: эта мысль в разных интерпретациях прозвучала на совещании не раз и не два. В каждом муниципальном образовании рекомендовано: создать проектный комитет; утвердить всю необходимую проектную базу; определить (или создать) структурное подразделение, на которое будут возложены функции муниципального проектного офиса; сформировать и утвердить муниципальный реестр проектов; наладить взаимодействие с региональным и ведомственными проектными офисами; обучить сотрудников проектному управлению; обеспечить запуск проектов, наконец, внедрить автоматизированную систему управления проектной деятельности...

Строительству новых объектов культуры (с чего мы начали наш рассказ) должна предшествовать разработка муниципальных концепций развития сферы культуры до 2025 года.
   
К тому же 2025 году чиновникам, подвизающимся на ниве спорта (и муниципальным чиновникам – в первую очередь), надлежит обеспечить доведение доли граждан, систематически занимающихся спортом и физической культурой в регионе, до 60,1%. К 2024 году по региональному проекту «Старшее поколение Рязанской области» продолжительность здоровой жизни населения должна достигнуть 67 лет – за это ответственны чиновники, работающие в сфере социальной защиты.

Опять же – к 2024-му, не менее 25% учащихся должны быть вовлечены в программы естественно-научной и технической направленности, а не менее 45% молодёжи – в творческую деятельность: это уже задача для чиновников от сферы образования…

И тут я не могу не поделиться одним опасением, которое лично меня заставляет относиться к перспективам реализации муниципальных, региональных, ведомственных и прочих проектов, скажем так, со сдержанным оптимизмом. Мерилом их успешности, как это было и во времена первой кампании с национальными проектами, по-прежнему остаётся «его величество» – отчёт. Только теперь к отчётности предъявляются куда более строгие требования, и предполагается, что это послужит страховкой от недобросовестности. Однако в ситуации, когда чиновник оказывается более заинтересован в своевременном предоставлении отчёта (и загружен сопутствующей этой задаче работой выше крыши); заточен, прежде всего, на достижение нужных показателей, останутся ли у него ресурсы на то, чтобы добросовестно выдавать требуемый результат? А тут ещё и контрольные точки, как дамоклов меч, не сдюжил – голова с плеч!

Не растеряем ли мы так тех хороших управленцев, которые хотят и умеют работать, но по тем или иным причинам, не смогут уместиться в прокрустово ложе новых законодательных требований? И сможем ли быть уверенными в том, что кто-либо из тех же муниципальных чиновников не предпочтёт ловко «нарисовать» в отчёте нужные цифры? Ведь именно цифры, а не фактический результат, требуют в первую очередь...
P.S. Справедливости ради стоит сказать, что реализацию ряда проектов будут оценивать не только количественно, но и качественно, т.е. по удовлетворённости населения. Вопрос в том, как будут оценивать эту удовлетворённость? Впрочем, на этот, и на другие вопросы, мы ещё предоставим возможность ответить экспертам…
Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции