Приключения деда, бабки, месяца и других персонажей рязанского фольклора

15.03.2019 16:43:00 Описание

Наступившая весна отмечена уникальным в своём роде юбилеем – ровно полвека назад, весной 1969 года, был сдан в печать сборник «Сказки земли Рязанской». Других прецедентов издания местных сказок с тех пор не было. Да и сказок таких ни в Москве, ни на Севере русском – не слыхивали! Хотя традиционные русские сказки с детства известны всем... О фольклорных нюансах рассуждает Дмитрий Бантле.

Так откуда ж мы знаем традиционные сказки? Конечно, из сборника Александра Афанасьева, которым с 1850-х годов и по настоящее время пользуются издатели всех мастей. Про курочку-рябу, Ивана-дурака, Емелю на печи, Лису Патрикеевну, про Летучий корабль, даже про Бессчастного стрелка, которого Леонид Филатов превратил в Федота-стрельца, удалого молодца, – записал именно Афанасьев.

Он собирал сказки в родной Воронежской губернии, в дикой Карелии, под былинными Псковом и Новгородом. Но не в Рязани! И потому в его сборнике на тысяче с лишним страниц уместились не все русские сюжеты.

Как следствие, прохлопали издатели детской литературы не чего-нибудь, а целую космогонию – то есть сказку, объясняющую мироустройство... А вот в селе Старочернеево Шацкого района такую сказку записали, и опубликовали в рязанском сборнике.

Безразмерное небесное тело

Называется сказка «Почему у месяца нет платья». Одно название сходу очаровывает взрослых неприкрытым, так сказать, эротизмом. Мало того: Месяц – один ведущих персонажей всех мифологий мира. Например, африканской, где он (называемый не по-русски «луной») отправил Зайца (как скорохода) сообщить людям, что те на самом деле бессмертны. Но глупый Заяц по пути отвлёкся на Черепаху, а в итоге всё перепутал и сказал людям, мол, смертны они... С тех пор всякая жизнь имеет свой конец.

Рязанская сказка, конечно, добрее. Месяц у нас просто позавидовал людям и даже зверям, что те имеют одежду или, на худой конец, шерсть. И заказал себе у портного платье. Только вот приходит на примерку через три дня – а платье мало. Неужто портной ошибся? Сняли новые мерки, пришёл Месяц через неделю – а теперь-то платье болтается на нём, как вешалке. Что поделать: отощал Месяц к новолунию, да так и плюнул на это дело – и с тех пор ходит голый.

Каково? Подробный анализ такой сказочки потянет не меньше, чем на монографию страниц в 300. А мы укажем лишь на мистическую связь обнажения и луны (одно частенько не обходится без другого), гениально схваченную всего в нескольких фразах, или пяти с небольшим минутах устного рассказа...

Откуда весной мороз

Впрочем, космогония объясняет и особенности времён года – например, в сказке «Три месяца, или Отчего весною мороз бывает». Её записали в селе Ибердус Касимовского района, а суть её в том, что Май да Апрель собирались к Марту в гости – а к нему не проехать, не пройти. Поедут на телеге – разольётся вода, поплывут на лодке – солнце всю воду высушит… Так и не пробились, а Март обиделся. С тех пор иногда сам захаживает к Апрелю и Маю, морозцу подпускает. Но ненадолго – неуютно себя чувствует у них в гостях.

Не говоря уж про явную аллюзию к «12 месяцам», отметим тут и мотивы кровно-родственные. То, что месяцы – братья, сомнений не вызывает ни у кого. А вот то, что братья не всегда сохраняют хорошие отношения, – это дело стихийное, такое же, как разлив или мороз по весне, – согласно рязанской сказке.

История-«побратим» от братьев Гримм

А вот сказка другая, со своей особой символикой – называется «Волшебная скатерть». Её записали тоже в Шацком районе, в селе Лесное Конобеево. Начинается традиционно: жили, мол, были Старик со Старухой, и дожились, что стало нечего есть. Но далее события разворачиваются лихо: Старик отправляет благоверную на поиски пропитания со словами: «Иди куда-нибудь, может, кто что и подаст». И удивительно то, что Старуха и вправду набредает на бесперебойный источник пропитания.

В камышах (которые сами по себе магичны, таинственны) она обнаруживает столик, накрытый скатертью. Спрятавшись под столом, Старуха вскоре дожидается прилёта трёх голубок (опять множество смыслов: голубь – символ ещё библейский, символ благих вестей!), которые изрекают магическую формулу: «Наливуш-крепыш-приполон». Ну, тут к явно мордовскому звучанию нет вопросов. Но вот после произнесения этой формулы на столе появляются щи да каша – наше традиционное угощение.

Голубки улетают, Старуха остаётся, и решает действовать по сценарию старухи пушкинской, которая всё гоняла мужа за золотой рыбкой. Про рыбку, кстати, – есть и у Афанасьева. А про «наливуш» нет: волшебные слова наша героиня говорит, уединившись от мужа, чтоб ей досталось побольше вкусного. И проделывает так не раз и не два... В конце концов, Старик, подозревая что-то неладно неладное, прячется и наблюдает: как Старуха расстилает скатерть, говорит волшебные слова – и обедает!

Улучив момент, он уже сам стелет скатерть, и говорит те же слова. Но не все, так как был глуховат, и расслышал только первое: «наливуш». «И хлынула на деда отовсюду вода...»

Дело, конечно, могло кончиться трагически. Но тут возвращается Старуха, говорит: «Крепыш!» – и вся вода становится кашей. «Три года с тех пор старики выедали в этой каше себе ходы, чтобы по избе пробираться». На том конец. Ничего не напоминает?

Конечно, напоминает знаменитое «Горшочек, вари!», записанное братьями Гримм лет за тридцать до Афанасьева. Что это один сюжет в разных вариациях – нечего и думать, но вот о чём он? Пожалуй, о желаниях, о которых столько костылей сломала философия ХХ века: без культурных норм (волшебных слов) человек рискует захлебнуться в том, чего сам хотел!

Удачливые обманщики

А вот ещё пример – на этот раз юмористический: записанная в Пощупове сказка под названием «Старуха-гадальщица». Сперва перед нами появляются те же самые бедные Дед и Бабка. Но Бабка (которая во всех вариантах хитрее деда) придумывает способ заработать. Заключается он в том, что Дед ворует – коня, например, или драгоценность какую – и прячет, а Бабка, пользуясь, якобы, неким природным даром, открывает владельцу, где искать краденое. Естественно, за определённую мзду...

Бизнес идёт неплохо – пока героиню не истребует сам Царь, у которого стащили золотой перстень. Перепуганная Старуха начинает изъясняться поговорками – и о, чудо! – каждая из поговорок оказывается «ключом», с помощью которого удаётся уличить злоумышленника.

В сборнике народных сказок Александра Афанасьева обнаруживается сказка «Поп-ворожейка». Вместо Бабки в афанасьевском варианте фигурирует Поп, вместо Деда – Дьякон, вместо Царя – Барин. Поп с Дьяконом пьянствуют безо всякой меры. И в итоге, пропив всё, кроме Книги (непременного сказочного атрибута всех культовых служителей), решают заниматься тем же самым – воровать и отгадывать, где краденое. Естественно, в этом варианте Поп отгадывает по Книге – она ж волшебная!

Гадая в комнате барского дома, он и не знает, что три похитителя – лакеи того же барина – приникли к замочной скважине и ждут, что будет. Но испуганный Поп ждёт лишь третьих петухов, чтобы с позором бежать. Когда подаёт голос первый петух, Поп говорит: «Один есть!» – и первый похититель в ужасе удирает. То же происходит со вторым и третьим. Потрясённые прозорливостью Попа, жулики каются и возвращают Барину драгоценное кольцо. В финале Поп и Дьякон, осыпанные деньгами, возвращаются в свой приход, забирают из ломбарда заложенные ризы (!), и живут припеваючи. Однако и гадать с тех пор перестают – Поп заявляет, мол, «Книга сгорела». 

Так юмор становится сатирой – острой и злободневной, высмеивающей и дурные привычки современного сказочнику духовенства, и конспирологические ухватки власть имущих, которые предпочитают гадать, вместо того чтобы пользоваться логикой. Рязанская сказка в таком свете выглядит мягче, но и доступна для понимания даже дошкольников!

Судьба слова


Сборник «Сказки земли Рязанской» вышел тиражом всего в 5000 экземпляров, и сейчас это – библиографическая редкость. Жаль, ведь сказки эти – живое слово Рязанщины...

Может быть, когда-нибудь серьёзные издатели воскресят рязанскую сказку для современности? А пока нам остаётся скромная книжка 50-летней давности да народная память... Ведь до сих пор в деревнях некоторых живут бабушки, которые могут рассказать, почему, к примеру, месяц ходит по небу нагишом?

В иллюстрациях использованы репродукции картин художника Леонида Баранова, leonidbaranov.com

Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции