«Пер Гюнт», металлюги из Дядькова и соло Михайлова на барабанах…

04.10.2018 13:39:00 Описание

25 лет назад в нашей в культурной жизни тон задавала рок-музыка. В октябре 1993-го в бывшем Дворце пионеров прошёл Городской рок-фестиваль. Тогда же – в клубе сельхозинститута – конкурс рок-групп, а в Дядьковском СДК, где такие мероприятия ещё называли по старинке, районный смотр ВИА. Рязанская рок-группа «Пер Гюнт» с успехом выступала на каждой из площадок.

Собственно, смотру вокально-инструментальных ансамблей (в газете его всё же неофициально окрестили рок- и поп-фестивалем) и была посвящена заметка в «Вечёрке» осенью 1993-го за авторством корреспондента Светланы Куликовой.

Фестиваль этот планировали провести 15 октября в Доме культуры села Александрово Рязанского района. Но за три часа до концерта вдруг выяснилось, что аппаратура тут неисправна, вот и пришлось участникам смотра срочно перебираться в Дядьково.

«…Там, разумеется, к подобному ходу событий готовы не были, – писала в своей заметке Светлана Куликова. – Поэтому зрителей было собрано, как говорится, кот наплакал».

Как вспоминает сегодня непосредственный участник тех событий: две бабушки, три дедушки да подростков – человек пять. Впрочем, ему мы дадим слово позже. Пока же вернёмся к старой статье...

Без «Вечёрки» не обошлось

«…Завершала концерт группа местного ДК «Пер Гюнт», – писала автор. – Ребята так профессионально исполняли собственные произведения, что уже через несколько минут стало ясно, кто тут единственный претендент на первое место. Я искренне удивлена, почему «Пер Гюнт» до сих пор ещё не вышел на мировую эстраду».

Тут, пожалуй, стоит дать немного справочной информации. Группа, получившая своё название в честь главного героя сказочной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена, появилась на свет в конце 80-х благодаря знакомству двух студентов Рязанского пединститута – Бориса Мейстера и Александра Кулешова. Борис выступил в качестве организатора, Александр приложил к проекту собственные музыкальные идеи. Поначалу репетировали и выступали в своём же вузе, а в 1990-м перебазировались в Дядьковский СДК, которому вскоре предстояло стать одной из главных репетиционных площадок в городе для рязанских рок-групп, преимущественно тяжёлого направления.

А с 1991 года началась хоть и недолгая, но необычайно яркая история рязанских рок-фестивалей. В Дядьковском СДК прошёл фестиваль «Рок + молодость»; в Областной филармонии – «Рок-регион» (одним из организаторов которого стал популярнейший рязанский телеведущий Валерий Майоров). Ещё через пару лет в сельхозинституте провели «Рябиновый костёр». Предтечей «костра» стал Городской молодёжный рок-фестиваль во Дворце пионеров, который шутки ради сами музыканты окрестили «Резиновым котлом»…

Даже тогдашняя «Вечёрка» внесла свою лепту в рок-движение в городе. На счету редакции газеты – организация двух первомайских рок-тусовок в Солотче и в Горроще в 1994 и 1995 годах.

Человек, который тогда был в гуще событий, вспоминает, как «глаВРЕД» Вадим Михайлов весь апрель 95-го ходил на репетиции в Дядьковский СДК, разучивая хит The Beatles «Back in USSR», чтобы на концерте выдать эффектное соло на ударных…

Бессребреники от рока

Вероятно, пора бы уже дать слово герою нашего сегодняшнего рассказа. Готовя этот выпуск рубрики «Из архива «ВР», мы пригласили к нам в редакцию в прошлом ударника и гитариста группы «Пер Гюнт» – Александра Кулешова. 

– В 1987-м, когда я ещё был в армии, пошли разговоры, что вот-вот в Рязани откроют собственный рок-клуб, так же, как в своё время в Ленинграде или в Свердловске, – вспоминает наш собеседник. – Была даже заметка, по-моему, в «Рязанском комсомольце», дескать, клуб уже открылся и в него вошли такие известные тогда в городе группы, как «Спартак», «Альбом», другие команды, игравшие хеви-метал... И хоть меня привлекала несколько иная музыка, вернувшись домой из армии, я, само собой, пытался найти рязанский рок-клуб, но… Оказалось, что всё было только на уровне намерений, никакого объединения не состоялось. А вот рок-фестивали, пусть они и собирали в Рязани не так много народа, как, к примеру, в Москве или в Питере, создавали ощущение, что рок-движение в городе – на подъёме.

Тогда «Пер Гюнт», как и многие другие рок-коллективы Рязани, существовал исключительно на альтруистических принципах. В том же Дядьковском СДК их привечали, прося взамен посодействовать в культурно-массовой работе. И рокеры в предоставленном руководством СДК стареньком автобусе колесили по районам в компании с баянистами и частушечниками. На праздники – от Нового года до Дня животновода, выступали в Пронске, Старожилове, Листвянке, Турлатове… Руководство СДК получало хорошую отчётность по обязательным культурно-массовым мероприятиям. А рокеры – возможность бесплатно репетировать. Большего никто и не требовал.

Для рокеров (тех же студентов или недавних студентов) было в кайф собраться вместе, чтобы просто играть музыку – и даже неважно где. Кстати, сам жаргонизм – «кайф» родом примерно из тех же времён. Нынче он практически не в ходу.

«Пер Гюнт», «Парк-9», «ОГП», «РБ», «Сад семи камней», «Первомайский проект», «Броненосец в потёмках», «Крыши», «Белые братья», «Империя», «Татьянин день», «Аппетицер» – эти и другие коллективы, названия которых сегодня, к сожалению, большинству уже ни о чём не скажут, с конца 80-х вплоть по 1996-й были ядром рязанского рок-движения. На энтузиазме и вере в то, что их музыка кому-то нужна, бессребреники от рока просто делали то, что умели и что им нравилось.

Мы неспроста подводим черту под этим временем именно 1996 годом. В 1996-м лидер ещё одной, известной и по сей день рязанской рок-группы «Дом художника» Игорь Павлов стал вдохновителем арт-фестиваля «Сова» в ДК Нефтяников (ныне – Дворец молодёжи), собравшего вместе театральных деятелей, художников, а также рок-группы из Москвы и Рязани. Пусть этот форум и не был тусовкой исключительно для рокеров, всё равно, по сути, он стал последним из фестивалей, объединившим их под одной крышей. Правда, позднее был ещё рок-клуб «Планетарий» со своей отдельной историей… Но время энтузиастов от рока, этих слегка ненормальных людей, готовых играть, если им только дадут на чём и где, уже сходило на нет.

Музыка в комплекте с КВН

Между тем, история «Пер Гюнта» предприняла ещё один вираж. Когда поколение 80-х уже выросло и публика на рок-концертах заметно поредела, в Рязани набрало силу КВН-движение. И самую известную рязанскую команду КВН «Чернокнижник» вместе с группой «Пер Гюнт» стали регулярно приглашать на выпускные вечера в школы. Всё объяснялось просто: «Чернокнижник» в 1998-м засветился на ОРТ, заняв призовое место на фестивале КВН в Сочи. А капитаном «Чернокнижника» был не кто иной, как вокалист «Пер Гюнта» Борис Мейстер. 

– Правда, свою музыку на таких вечерах мы уже не играли, – продолжает рассказ Александр Кулешов. – В основном – кавер-версии известных шлягеров…

В 2013-м, на 20-летие выпуска пединститута, «Пер Гюнт» собирался в последний раз. Импровизированный концерт состоялся в вузовской столовой.

Как сложились судьбы музыкантов? Борис Мейстер стал руководителем собственного агентства развлечений. Бас-гитарист Юрий Сотин уехал в Москву, и теперь трудится осветителем на «Мосфильме». Гитарист Юрий Макаров работает учителем в одной из школ Старожиловского района. Про двух первых клавишников – Вячеслава Чижкова и Тимура Тимофеева нам, к сожалению, ничего не известно. Последний же, кто стоял в группе за клавишными, – Евгений Славгородский, не далее как в 2017 году работал на одной из городских студий звукозаписи и время от времени выступал с коллективами, играющими шансон.

Гость же нашей редакции Александр Кулешов – сегодня слесарь по сборке радиоаппаратуры на одном из рязанских заводов.

Все они были героями удивительного времени в музыкальной истории нашего города. Времени, которому вряд ли когда ещё суждено повториться…

Использованы фото из архива «ВР» и личного архива Александра Кулешова. 

Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции