На углу у реки и оврага

13.04.2018 21:58:00 Описание

Давненько мы не путешествовали по районам области... А ведь там-то легенды только и ждут своего исследователя! Тем более – если место пограничное, как посёлок Ухолово, который возник как раз на стыке русских земель и Дикого поля.

Само слово «Ухолово», говорят, родилось в устах казаков, прибывших охранять Засечную черту молодого Московского государства. Первое время служилые находили себе пропитание только «от леса и вод». И как-то набрели на ручей, в котором рыба кишела, будто в бочке...

– Ух! Лови! – закричали оголодавшие казаки. Якобы, от этого возгласа и назвали село, у ручья основанное.

Кстати, есть забавная версия, объясняющая, за что эти казаки были сосланы сюда. Ведь ни один царь не отправлял воинов в глухие края без повода. А в Диком поле к XVII веку перевелись и половцы, и татаро-монголы… Правда, крымский хан всё ещё мог вторгнуться отсюда в Россию. Но существовали укреплённые крепости (в их числе Пронск и Михайлов), которые помогли бы отразить такую напасть. Кроме того, стрелецкий гарнизон «у Ухлова ржавца» был слишком мал: по одним данным, 9 дворов, по другим – 15.

Так вот, говорят, что казаков сюда попросту сослали за пьянство. И сей грех они долго замаливали в часовне, которую сами же и срубили на краю леса.

Уха ни при чём?

Место, где стоит Ухолово, люди заселили давно. Ещё в первом тысячелетии до нашей эры (!) тут было человеческое жильё, обитатели которого носили бронзовые украшения. Таковые археологи не единожды находили в Ухоловском районе – здесь несколько стоянок бронзового века.

Ну а в XVIII веке Ухолово принадлежало помещику Петру Савёлову. Сосланные казаки на то время уже мирно растили хлеб. С Кубани везли сюда пшеницу, а в обмен получали рожь, которая и в наши дни упорно не желает приниматься в южном климате.

К началу XIX столетия Ухолово стало центром оптовой торговли зерном между южными и центральными губерниями. В 1859 году в нём насчитывалось 400 дворов, а население составляло 3174 человека.

К слову сказать, ещё одна версия происхождения названия отрицает обилие рыбы в местных водоёмах. Наоборот: крестьянин «на уху наловил» – и доволен. Вот из-за того, что «на уху ловили», село, говорят, и назвали Ухоловом.

Впрочем, учёные не спешат принимать все эти версии на веру. Даже в ХХ веке в местном говоре фиксировалась форма «Ухлав». На «уху» это слово никак не похоже, да и соответствия в финно-угорских языках ему нет. Остаётся думать, что селение изначально называлось Углово. Ведь стояло-то оно на углу между оврагом и речкой. А поскольку населению всей Рязанщины (а также Воронежа, Курска, Белгорода и Украины) свойственно произносить звук «г» как звонкое «х», получилось «Ухлово», а потом и «Ухолово».

Божьи «чернички»

Как-то в XIX веке из рощи, начинавшейся сразу за оврагом, вышла старушка, которую местный люд ещё раньше прозвал Рощинской бабушкой. Выстроила она шалаш у реки, и стала жить и молиться. Всё потому, что до рощи добрались крестьянские топоры (в степном краю губернии с деревом было туго) и старице пришлось подыскать новое место для проживания.

Ещё в Ухолову рощу к Евдокии (так звали крепкую в вере старицу) народ ходил многие годы... Узнав же о её «переезде», крестьяне решили помочь ей поставить маленький домик. По легенде, помогали только крестьянки, и некоторые из них поселились в той же бревенчатой пятистенке. Евдокия называла их «духовными дочерьми», все жили как монашки. Но пострига принять не могли: ухоловская старица не имела духовного звания, а стало быть, и права постригать в инокини.

Кстати, само слово «инок» одного корня со словом «иной» – т.е. не мирянин. Ухоловские отшельницы, как рассказывали, выглядели совершенно не по-крестьянски. Одеты были всегда даже по деревенским меркам просто (слово «бедно» тут, пожалуй, не подойдёт): в серые посконные рубахи и такие же сарафаны. Летом всегда ходили босиком, а зимой в лаптях. Но вместе с тем, как написал современник, они излучали такое «благодушие и покой», что лица их приобретали удивительное, ангельское выражение.

Сами же себя они называли «черничками», потому что жили фактически по уставу чёрного духовенства, как в монастыре.

К началу XIX столетия в Ухоловском ржавце (так по-простому назывался овраг) стояло уже три избушки. А самая старая из них к тому времени уже ушла в землю на три венца...

Последние старицы

Всё это происходило в то время, когда в России пышным цветом расцветали всевозможные околоправославные «толки» и ереси. Совсем рядом, в теперешней Тульской области, чуть не в каждой деревне стали собираться хлысты – «люди божии» (как они себя называли), не признававшие ни священства, ни храмов. «Хлысты» проводили не службы, а «радения», местом для которых могла служить любая просторная изба. В общем, занимались вещами крайне сомнительными...

Ну а начальство наше, как известно, не любит лишний раз разбираться, кто правый, а кто виноватый. Вот и к домику Рощинской бабушки в Ухоловском ржавце однажды нагрянул капитан-исправник с восемью солдатами.

«Вошедшие, однако, были поражены величественным спокойствием инокинь, откуда-то узнавших об их визите и встретивших гостей чёрным караваем собственного приготовления, – писал в XIX веке корреспондент одной из рязанских газет. – Государевы люди оглядели громадный, во всю стену, иконостас, и поняли, что перед ними – не сектантки, а такие же православные, как они. Состоялся долгий разговор, после которого капитан-исправник, говорят, исповедался Евдокии, а через несколько дней избавился от последних симптомов мучившей его неизлечимой болезни...»

Отшельницы обустраивали «ржавец» как могли. Вырыли здесь колодцы, насадили яблонь, устроили ледяную купальню. В начале ХХ века Ухоловский ржавец имел славу не меньшую, чем Саров. В нём жило около 30 отшельниц. Старица же Евдокия умерла в 1885 году, и, по самым скромным подсчётам, ей в то время было 130 лет...

Однако с началом советской власти обитель постигла печальная и обыкновенная для того времени судьба: забытье и запустение. До Великой Отечественной подвижницы ещё жили в двух домиках, не разрушенных удалыми комсомольцами. Но в войну стенки оврага подрыли, чтобы осложнить неприятелю подходы к Рязани, а женщинам сказали:

– Тут жить больше нельзя. Переселяйтесь, куда хотите.

Их взяли к себе ухоловские семьи. Последняя из стариц, Ксения, умерла в 1947 году.

Осторожно, леший! 

Первое упоминание Ухолова обнаруживается в окладной книге 1676 года. Причём в XVII веке адреса писали так: не «Рязанская область, Ухоловский район», а «Дикое поле, у Ухлова ржавца, под Лешним лепягом». Именно по такому странному адресу поселение было записано впервые. 

Что такое ржавец? Согласно Далю, так называли овраг, на дне которого собиралась «ржавая» вода. В Ухолове овраг соединялся с речкой Аксенью, образуя высокий мыс. На мысу рос лес. Это и было урочище – место, выделяющееся на фоне окружающего ландшафта.

Ну а как же вторая часть старинного адреса – «под Лешним лепягом»? Лепяг – это знак на местности, прототип современных геодезических знаков. По соседству располагались лепяги «Медвежья голова» и «Мостья». Последний указывал на берег ещё одной местной реки.

«Лешним» древний ориентир прозвали, как несложно догадаться, в честь хозяина леса – Лешего. Давно бытует поверье: в окрестностях Ухолова можно заблудиться буквально в чистом поле. Идёт путник лесом, видит прогал меж деревьями, и кажется ему, что сейчас выйдет он к человеческому жилью! Но нет, впереди – чистое поле... Идёт путник краем леса, уже волнуется, вновь видит просвет – но и там открывается унылая равнина! И не понятно, в какой стороне село. Много ли, мало ли путников ходило так часами вокруг небольшой (если смотреть с высоты птичьего полета) рощи – неизвестно. Но характер этого места они подметили.

Вполне вероятно, что одна из окраин нынешнего Ухолова именно потому и зовётся Шутиловкой – в честь лесного духа, который шутит над людьми...

КСТАТИ: Примечателен современный герб Ухоловского района. На геральдическом щите размещена литера «У», сложенная из хлебных колосьев и жезла Меркурия (символа торговли). Над ними же – серебряное колесо от молотилки, три спицы которого символизируют вечное движение и бег времени.

Использована иллюстрация ljrate.ru

Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции