Лютые хозяйки сасовских земель

09.11.2018 21:20:00 Описание
Не самый известный факт: к истории Сасова и Сасовского района имели отношение мать писателя Ивана Тургенева, которую классик вывел в образе злой барыни в своей повести «Муму», а также бояре Салтыковы, печально известной представительницей рода которых была помещица Салтычиха, что до смерти замучила более ста крепостных. Впрочем, краеведам куда интереснее происхождение некоторых сасовских топонимов...

Само Сасово, по одному из преданий, приобрело своё название от мордовского имени некоего Саса (или Сасы), который при царе Горохе то ли княжил, то ли разбойничал... Но мы-то с вами уже, кажется, привыкли относиться к такого рода легендам критически. Мы-то знаем, что по-татарски «саз» означает «болото, топкое место». Звучит убедительно, учитывая местный ландшафт!

И быть бы Сасову дальним селом губернии (причём Тамбовской – именно к ней до революции относились Сасово и окрестности), наподобие многочисленных сёл того района, которых названий-то в Рязани не слыхивали. Кабы не строительство Московско-Казанской железной дороги в XIX веке...

Невзирая на болотистый ладншафт, провели её через село, устроили станцию, а где станция – там и торговля, и предприятия сферы услуг и вообще... жизнь! Так благодаря железной дороге Сасово стало четвёртым на сегодняшний день, после Рязани, Касимова и Скопина, населённым пунктом области (по численности населения, да и по занимаемой территории тоже).

Матери русского классика Ивана Тургенева (со дня рождения которого 9 ноября исполнилось 200 лет) – Варваре Петровне Лутовиновой Сасово принадлежало в первой половине XIX века, ещё до железной дороги.

О родительнице, послужившей прототипом героини одного из самых известных произведений писателя, сам Иван Сергеевич отзывался следующим образом: «Матушка моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала». Впрочем, это была жизнь богатейшей помещицы, хоть ни разу и не наведавшейся в отдалённое от Орловщины (где она жила), село Сасово. Да и сам Иван Тургенев в Сасове не побывал. Село досталось в наследство его старшему брату Николаю, известному своим разгульным образом жизни, и впоследствии его успешно продавшему.


Столичный анклав


В глубинах современного Сасовского района еще в XVI веке сформировалось удивительное культурное образование – Салтыковский околоток. Околоток (тот же корень, что «около» и «кол» – то есть центр по-древнерусски) – значит, окрестность, небольшая территория. Салтыковский – потому что в центре его село Салтыково.

Считается, что к нему имеют отношение московские бояре Салтыковы, из рода которых происходила та самая Салтычиха, что была осуждена Екатериной II. Опять удивительные исторические совпадения: ведь и Варвара Тургенева отличалась недобрым нравом, и уже при жизни удостаивалась прозвища за глаза «второй Салтычихи». А ещё лет за семьдесят до рождения Салтычихи «первой», имевшего место в 1730 году, в эпоху церковного раскола места эти начали обживать люди московских бояр. В ту пору окружённый настоящей тайгой, Салтыковский околоток стал своеобразным оплотом цивилизации в диком краю.

Переселенцы перенимали особенности местного произношения. Так, ручей, на котором стоит село Салтыково, называется Течера – явно от слова «течь» и явно образован по тому же принципу, что «пещера». Звучит, вроде, по-русски – а будто и не по-русски!

А одна из улиц села – Куток. То ли была она в свое время «дальним углом», закутком? Ведь с другой улицей, которая зовется Скочки, краеведам всё более-менее понятно: знаем мы Россию, всё кочки да ямы, вот между лужами и передвигался народ – «прыг-скок».


И кстати о Рязани...


Про слово «Рязань» спорят до сих пор, почему-то не желая видеть его мордовского происхождения. На которое, между тем, недвусмысленно намекает такая деревня Салтыковского околотка, как Ряньзя – звучит вполне по-китайски! Но китаец, да и любой другой, для которого русский – неродной, вряд ли уловит на слух различие между «Ряньзя» и «Рязань». Уж очень похожи оба эти слова и на «эрзя» – мордовское племя. Да и в Пензенской области есть село Рянза – видимо, такого же происхождения.

Интересно, что «русский» по-мордовски – рузонь. Тоже похоже? Вывод сделать несложно: слово, которым аборигены называли пришельцев, дало имена сразу нескольким населённым пунктам.


Майдан на майдане


А вот слово «майдан» в последние годы получило столько негативных оттенков значения, что уж диву даёшься, откуда в нашем Сасовском районе такое количество майданов: Пичкиряевский майдан, Матвеевский майдан, Поляки-майдан... Ведь исторически «майдан» – это казачий круг, на котором представители вольницы решали государственные судьбы.

То, что казачество обживало восточные окраины Рязанской области – факт общеизвестный. И казачьих слов, которые и на Дону в ходу, в нашем местном диалекте немало. Но неужели же в каждом втором селе собирался казачий круг?

Это вряд ли! Потому исследователь обратится к иранскому корню, заимствованному казачеством у персов. «Майдан» значит открытое место, площадь. А что может быть удобнее для основания села, как не открытое место? Не дремучий же лес!


Не французская голытьба


Хорошо, с майданами почти разобрались. Потому что как быть с таким интересным названием, как Шевали-майданы? Что это за «шевали» в рязанской глубинке? Уж не их ли французские родственники – те самые шаромыжники, которые в войну 1812 года выпрашивали подания у русских крестьян, взывая к ним: «Шер ами!» – то есть «дорогой друг»?

На самом деле «шевали» – это видоизменённое временем и локальным диалектом «шебалы» – то есть, простите, тряпки. А шебала по-рязански и по-тамбовски – грязная, старая одежда, именуемая иначе словом «рвань».

Отсюда современные жаргонные «шабала» и «шобла» в том же примерно значении – то есть группа нищебродов, дурная компания.

А с майданами шебалы объединились очень просто: далеко не все крестьяне, которых сюда поселяли московкие бояре, жили богато. Многие были нищими...


Весёлые соседи


Хотя – как сказать, может, и какой лихой человек попадался среди местных поселенцев! Иначе откуда взялась, например, Жульёвка? Была такая деревенька в царской России. А советская власть переименовала её в Покровку. Получилось парадоксально – будто в честь церковного праздника. Но в 1980-е парадокс исчез сам собою, так как деревня эта, к сожалению, вымерла.

А вот Лесные Цветы живут! Так называется село близ того же Салтыкова. Основал его народ, переселившийся после пожара из соседнего села, и назвал так, чтоб новая жизнь была красивой.
И видать, так и есть, коль скоро и Лесные Цветы, и их соседи прекрасно пережили все экономические бури прошлого и настоящего.


Кто разгадает загадку?


Кроме упомянутых выше женщин крутого нрава, что имели к Сасову прямо или опосредованное отношение, в истории этих мест не было ни зловещих личностей, ни пугающих событий... По-крайней мере, вплоть до 13 апреля 1991 года.

В тот день тихий Сасовский район потрясло в самом буквальном смысле громкое происшествие. Советские газеты напечатали сообщение ТАСС: «Сильнейший взрыв после предшествующего гула потряс в 1 час 30 минут ночи небольшой город Сасово. В большинстве зданий вылетели стёкла, отдельные жители получили царапины. Однако серьёзно пострадавших нет».

Председатель райсовета Рожков передал по телефону, что в полутора километрах от города обнаружена воронка диаметром 28 метров и глубиной 3,5 метра. Сегодня она является единственным следом от так называемого Сасовского взрыва. И до сих пор никто не знает толком, что же именно здесь взорвалось.

За 27 с лишком прошедших лет высказывали разные версии. Упоминали военный самолёт, якобы, случайно «обронивший» бомбу во время учебного полёта. Говорили о селитре, которую запасали на удобрения, да не уберегли – рванула. Утверждали, что на месте взрыва долгое время струился из-под земли природный газ, а полупьяный заплутавший в ночи рыбак вздумал закурить. Пеняли на локальное землетрясение. И даже поднимали глаза к небу, мол, метеорит упал!

Но ни продуктов горения, ни следов небесного тела вокруг и внутри идеально круглой воронки обнаружено не было. Уголовное дело, которая вела прокуратура, результатов не дало. Но то, что у человека, стоящего подле залитой водой воронки, учащается сердцебиение, а во рту пересыхает – подтверждали многие.

Так, история этого края обзавелась собственной неразгаданной загадкой, которую, полагаем, раскроют ещё нескоро!
Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции