Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Креатив для дошколят

23 Апреля 2018 16:37

Конец апреля – начало мая – традиционное время для региональных педагогических конкурсов. И вслед за рассказом о лучших педагогах дополнительного образования мы не могли не рассказать вам и о лучших детсадовских воспитателях...

На главном фото к этой статье вы можете видеть семерых финалисток регионального этапа конкурса «Воспитатель года – 2018».

Ещё в заочном туре каждой из них следовало представить на суд жюри собственную педагогическую находку, которую оценивали по нескольким критериям. В числе таковых предусмотрели не только новизну педагогического ноу-хау, но и его доступность для воплощения. Иначе говоря, особенно ценили идеи, для реализации которых в других детсадах не потребуется идти на солидные материальные затраты. Чтобы было, как говорится, «и дёшево, и сердито». И пусть в этом фразеологизме вам не видится даже намёка на пренебрежительный тон. Ведь идеи-то у воспитателей были хорошие...

Детсадовская археология

Титул лучшего воспитателя Рязанской области и право представлять наш регион на Всероссийском этапе конкурса завоевала старший воспитатель скопинского детского сада № 1 Вероника Митянская. В профессию она пришла всего пять лет назад. И, несмотря на такой скромный (по сравнению с другими участницами конкурса) педагогический стаж, добилась немалых успехов.

Официально педагогический проект победительницы назван так: «Формирование естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования археологических раскопок». Что он представляет собой по сути?

– Как-то раз я обратила внимание, с каким восторгом ребёнок извлекает из песка свои находки, даже если это просто камень или ракушка, – вспоминает Вероника Митянская. – Тогда я решила использовать детское любопытство в учёбе. Допустим, нам нужно было поговорить о каком-нибудь предмете, о его истории. И, чтобы не превращать это в скучную лекцию, я закапывала нужную вещь в песочнице…

А на ближайшей прогулке дошколята откапывали, например, деревянную ложку. На первый взгляд, в ней не было ничего особенного. Впрочем, находка отличалась от тех столовых приборов, что дети видели дома. Воспитатель заводила разговор о ложках, об их истории, предлагала подопечным угадать возраст находки. После прогулки разговор продолжался в столовой: находку сравнивали с металлическими столовыми приборами, искали сходства и различия.

Домашнее задание в таком случае тоже становилось элементом игры. Дети узнавали у родителей, есть ли у них дома старинные ложки, спрашивали, как эти предметы попали в семью, а потом делились друг с другом услышанными историями.

Пенная живопись

Методику Вероники Митянской оценили не только члены жюри, но и коллеги. Между тем, мы уверены, что вашего внимания заслуживают педагогические опыты и других участниц.

– Я занимаюсь развитием сенсорных способностей у детей при помощи нетрадиционных техник рисования, – рассказала нам лауреат конкурса, воспитатель рязанского сада № 159 Наталья Моисеева. – Так, к примеру, вместе с детьми мы рисуем пеной для бритья...

Нынче детей сложно удивить карандашами и фломастерами. А вот нестандартные материалы вызывают у них интерес. Позаимствованную у главы семейства пену для бритья дети наносят на поднос, добавляют в неё несколько капель гуаши и берут в руки кисти… Конечно, пейзажи или натюрморты при помощи пены создать не получится. Но вот красочные абстракции – вполне. И к тому же, детей больше привлекает процесс, нежели результат.

Как пояснила автор идеи, чтобы перевести рисунок на бумагу, достаточно приложить её к подносу (или к другой поверхности) с пенной абстракцией. Излишки пены легко убираются при помощи обычной линейки. Лист с рисунком после высыхания может занять своё место в экспозиции детских художеств. И, кстати, таким же методом можно делать и объёмные рисунки, нужно лишь дать волю воображению…

Как приучить ребёнка к гигиене?

И ещё одна идея, о которой, как мы сочли, вам будет небезынтересно узнать. Воспитатель рязанского детского сада № 104 Ирина Набатчикова прививает своим воспитанникам любовь к здоровому образу жизни и гигиене.

– Нередко дети не хотят чистить зубы, – поделилась с нами очевидным фактом Ирина Александровна. – Если просто рассказать им о кариесе и о том, как правильно чистить зубы, это мало кого вдохновит... Другое дело, если на занятии мы используем наглядный материал.

На такой урок Ирина Набатчикова приносит макет челюсти. Предлагает малышам на макете проверить на прочность зубную эмаль. А после закрепляет на макете игрушечных «микробов», предлагая детям почистить зубы так, чтобы от них избавиться.

Казалось бы – всего лишь ещё одна игра... Но с её помощью у детей закрепляется представление о необходимости регулярно чистить зубы. И это всего один пример.

Хотели бы мы рассказать и о других педагогических методиках, да формат публикации маловат... Сегодня воспитатели рязанских детских садов прививают своим воспитанникам экологическую культуру, уделяют внимание их физическому развитию, духовно-нравственному воспитанию и даже готовят к профессиональной ориентации. В креативе у воспитателей недостатка нет. И все финалистки регионального этапа конкурса заслуживают за свои старания только самых добрых слов.

СПРАВКА «ВР»: Лауреатами регионального этапа конкурса «Воспитатель года – 2018» стали:
– Бакулина Наталья – учитель-логопед детского сада № 1, г. Ряжск;
– Светлана Ермакова – воспитатель детского сада № 2, с. Ижевское;
– Наталья Моисеева – воспитатель детского сада № 159, г. Рязань;
– Ирина Набатчикова – воспитатель детского сада № 104, г. Рязань;
– Ирина Соломатина-Максимова – воспитатель детского сада № 157, г. Рязань;
– Анна Трухачева – воспитатель средней школы № 3, пгт Тума.
Победителем в номинации «Общественное призвание» стала воспитатель кадомского детского сада № 3 «Яблонька» Елена Силкина.