Кому прививать любовь к чтению?

07.06.2018 21:40:00 Описание
В Рязани прошёл форум «Гражданское общество – детям!», одну из секций которого посвятили разговору на тему «Детское чтение в регионе: проблемы, идеи, акценты». Педагоги и библиотекари поделились соображениями насчёт того, как привить подрастающему поколению любовь к литературе.

Многие из высказанных мнений были далеко не бесспорными. Но как раз этим беседа и представляла интерес.

Не нравственностью единой

Во время двухчасового разговора было названо несколько причин, из-за которых дети теряют любовь к печатному слову. Одна из таковых – утрата традиций семейного чтения. 

Участники дискуссии высказали, в принципе, здравую мысль: родителям и детям стоит в семье обсуждать прочитанные произведения. А ещё лучше – читать своим детям вслух, даже если те давно уже умеют читать сами. Но вот можно ли искусственно возродить эту традицию? Позволю себе усомниться... 
 
Досталось во время диспута и школьной программе. Некоторые педагоги посетовали на то, что какое-то время назад список школьной классической литературы сократили с 500 до 300 произведений. Мало того, из него убрали часть произведений патриотической и духовно-нравственной направленности. 

Никто и не спорит, что школьникам необходимо прививать нравственность, и хороший вкус. Но давайте попробуем честно ответить на простой вопрос: в какой мере младшеклассника могут увлечь произведения того же Некрасова, Фета, Одоевского, Горького? Ни в коей мере даже не намекаю на то, что кому-то из классиков – не место в школьной программе! Просто делюсь частным мнением, что, например, тот же Жюль Верн мог бы увлечь литературой куда больше второклашек, нежели Одоевский (не в укор Одоевскому будет сказано). И, само собой, когда ребёнок уже увлечён литературой, ему в охотку будет узнать о творчестве и Одоевского, и Горького, и Фета, и Толстого... 
 
Нельзя не вспомнить так же о существования списка литературы для внеклассного чтения, одобренного Минобрнауки РФ. Но и там мы находим Платонова, Гайдара... Именно им, и уж никак не зарубежным авторам предлагается вести за собой юного читателя в мир большой литературы. 

И вот что любопытно. В приватном разговоре педагоги, с которыми я побеседовала по окончанию дискуссии, согласились со мной в том, что те же Жюль Верн, Марк Твен, Сетон-Томпсон, могли бы «заражать» детей интересом к чтению. Но в учебной программе, в подавляющем большинстве случаев, этим писателям места не находят.

Технологии ни в чём не виноваты!

Естественно, во время дискуссии вспомнили и о злополучных смартфонах с компьютерами... Как едва ли не об одной из главных причин, по которой (якобы) не только дети, но и взрослые, перестали читать книги! Виноватым (в какой-то момент) выставили абстрактного родителя который, вместо того, чтобы привить своему ребёнку любовь к чтению, пихает ему в руки планшет с игрушкой, мол, чтобы только не мешал... 
Безусловно, ответственность за культурное воспитание ребёнка должны нести и родители, и школа; и родители – в большей степени. Но странно наблюдать, как в профессиональном сообществе ответственность полностью перекладывают на родителей. Тем более, если бы не эта статья, то родители об этой беседе вряд ли бы и узнали, разве не так? 
 
Большинство участников дискуссии почему-то не вспомнили о том, что сегодня существует огромный ассортимент электронных книг. А любой современный планшет или смартфон можно использовать не только для игр, но и для чтения. 

Справедливости ради скажу, что в дискуссии приняли участие не только противники современных технологий.

– Можно винить технологии, но продуктивнее – что-то делать в складывающейся ситуации, – высказала мнение директор Центра дистанционного образования Галина Карпачёва. – Нужно использовать средства, модные среди детей и понятные им. Мы, к примеру, пытаемся применять информационные и дистанционные технологии, в том числе и для того, чтобы развивать у детей интерес к чтению.

Вместе с подопечными Галина Владимировна активно использует сайт образовательного учреждения. В специальном разделе сайта, доступном только педагогам, школьникам и их родителям регулярно проводят конкурсы. Ученики на видео читают стихи, выкладывают записи в этот раздел на суд однокашников, смотрят, как это делают другие, и сами чему-то учатся. А ещё с помощью дистанционных технологий дети здесь участвуют в литературных диктантах, и слушают, как читают литературные произведения их учителя. Иначе говоря, в этом конкретном случае технологии стали подспорьем в детском образовании, как это и должно быть у прогрессивных педагогов…

Автор: Александра Лунёва
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции