Какие шаги предпримем, чей опыт возьмём на вооружение?

15.04.2019 18:32:00 Описание

Многим организациям дорожной отрасли необходимо перестраивать свою работу на долгосрочную перспективу, к ныне же существующему порядку планирования работ есть серьёзные нарекания. Об этом в интервью «Вечёрке» рассказал глава министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Евгений Беленецкий. В беседе мы затронули также вопросы контроля над качеством ремонта дорог, состояния транспортной инфраструктуры в районах области и вероятного будущего муниципального транспорта...

Недавнее назначение Евгения Беленецкого на одну из ключевых должностей в региональном кабинете министров – шаг в какой-то мере неожиданный. Впервые за последние десять лет министром транспорта и автодорог региона стал не представитель плеяды чиновников, чья карьера и до того была связана с деятельностью в исполнительных органах власти города и области. Беленецкий до марта 2019-го – топ-менеджер предприятий нефтегазовой отрасли, ещё ранее – руководитель организации строительной сферы. То есть (пусть не взыщет наш собеседник за определение) прожжённый управленец, для которого вопросы экономической целесообразности в принятии тех иных решений должны быть в приоритете к любым подковёрным играм.

Впрочем, оценивать эффективность деятельности нового министра на его посту пока преждевременно. Так что оценим планы и устремления, имеющие непосредственное отношение к его профессиональной компетенции.

О психологии, конкуренции и здравом смысле

– Евгений Анатольевич, насколько известно, в настоящее время не более 24% дорог в регионе соответствует нормативному состоянию. По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» всего через пять лет этот показатель предстоит довести до 44%. В общем, очевидно, что-то надо менять в самом подходе к вопросам дорожного ремонта... Но что именно?

– Прежде всего, существующую систему планирования. Не должно так быть, что на календаре – середина апреля, а не подписано ещё ни одного контракта, штаты организаций не укомплектованы, материалы не закуплены… Независимо от времени, необходимого для проведения процедур, предусмотренных по законодательству, всегда существуют некие аспекты, которые можно оптимизировать. Для этого, само собой, требуется постоянное взаимодействие и с руководителями дорожных организаций, и с главами муниципальных образований… Могу сказать, что мы уже налаживаем это общение. Проводим совместные мозговые штурмы, в частности, с участием представителей Дирекции по благоустройству Рязани, с представителями подрядных организаций, привлекаем специалистов в сфере планирования…

– Но как быть, если люди привыкли работать по старинке? Психологию-то как изменить?

– С психологией сложнее… Спрашиваешь подрядчика: почему работа выполнена некачественно? Отвечает: проект плохой. Спрашиваешь проектировщика: почему недоработали проект? Отвечает: проект был отличный, а вот сделали его плохо, так как не было авторского надзора! Я не возражаю против авторского надзора. Но считаю, что, помимо него, необходим также надзор независимый, причём на всех этапах – от разработки проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Именно с этой целью я планирую заключить договор с ФГУ «РосдорНИИ» – ведущей российской организацией по научному сопровождению федеральных и региональных целевых программ, связанных, в числе прочего, с проектированием и диагностикой дорог и искусственных сооружений. В регионе должна действовать независимая лаборатория, на качество контроля со стороны которой не будут влиять никакие субъективные факторы!

Следующий шаг – строже подходить к отбору подрядных организаций. Я за здоровую конкуренцию, но! Если не менее чем на 50% сданных объектов организация исправляла собственные недоделки по гарантийным случаям, наверное, не стоит торопиться заключать с ней новый договор подряда? Притом, что с исполнением гарантийных обязательств у нас и без того ситуация достаточно непростая. Энного количества предприятий, выполнявших подрядные работы по ремонту различных дорожных объектов в прежние годы, сегодня не существует! Они либо были переименованы, либо сменили форму собственности… Юридические требования при наступлении гарантийных случаев предъявлять не к кому! И, вместе с тем, компании, имеющие задолженности по гарантийным обязательствам, успешно заявляются на новые конкурсные процедуры... С точки зрения наведения порядка подобная ситуация противоречит здравому смыслу.

– Простите, но я всё же не понимаю, как в этой ситуации, не нарушая требования Федерального закона № 44 «О госзакупках», отсеять недобросовестных подрядчиков?

– На данный момент логичным вариантом мне видится опыт наших коллег из Республики Татарстан, встреча с которыми состоялась буквально на днях. В Казани пошли по пути укрупнения конкурсных лотов. При таком подходе организации будет нужно соответствующее лоту обеспечение: количество техники, персонала, финансовые возможности. Таким образом, в зоне ответственности минтранса окажутся всего несколько достаточно мощных подрядных организаций. Но мы при этом не отодвигаем на задворки малый и средний бизнес, обязывая крупных подрядчиков заключать договоры субподряда с более мелкими организациями на выполнение определённых видов работ. Отвечая за конечный результат, солидная организация никогда не возьмёт на субподряд предприятие, пребывающее в зоне риска по качеству своей работы. Поскольку потеряет на этом и деньги, и репутацию.

Инспекции и нарекания

– Отвлечёмся от темы дорожного ремонта. Знаю, что на протяжении первого месяца своей работы в новой должности вы предприняли уже несколько поездок по районам области с целью инспекции объектов дорожной инфраструктуры…

– Да, и стараюсь приезжать без предупреждения.

– И всё же – что уже проинспектировали, какие выводы сделали?


– Я выезжаю с проверками не только в районы, но и по Рязани. Так, уже после посещения рязанских автовокзалов (что широко освещали в СМИ – Ред.) нанёс визит на конечную остановку общественного транспорта в районе улицы Крупской. Были серьёзные нарекания насчёт отсутствия чистоты в салонах маршрутных автобусов. Качество пассажирских перевозок – второй после безопасности фактор, на который мы будем обращать внимание при лицензировании перевозчиков. Нельзя возить пассажиров в пыли и грязи… В ряде районов посещал автостанции. В Ряжске возникли вопросы по внутренней отделке, собственник обещал привести объект в порядок. В Туме, опять же, проблема с чистотой, собственник здесь почему-то не в состоянии наладить график уборки. Пока ограничился предупреждением.

Предстоит большая работа…

– Раз уж вы затронули тему пассажироперевозок в областном центре, не могу не поинтересоваться наболевшим. Можете сказать без обиняков: насколько вероятен вариант, при котором в Рязани исчезнет муниципальный транспорт?

– Могу сказать, что, на мой взгляд, это – не вариант. Не вправе исполнительная власть отдавать общественный транспорт целиком на откуп частнику. Вариант – это уходить от автобусов малой вместимости, переводить в целях экономии транспорт на газомоторное топливо, закупать электробусы наконец, поскольку государство субсидирует их приобретение. И, главное, перераспределять муниципальный транспорт на маржинальные маршруты! Не должны автобусы вместимостью 50 пассажиров в час пик перевозить трёх-четырёх человек, в то время как в иную 20-местную маршрутку набивается 25-30 пассажиров! Тут предстоит большая работа, включающая в себя, разумеется, и приобретение новых автобусов повышенной вместительности. Возможно, и с привлечением частных инвестиций. Пока мы рассматриваем разные варианты и намерены продолжать диалог с администрацией Рязани по этому поводу. У них есть свои мысли, у нас – свои. Наша задача – прийти к общему решению, которое будет способствовать развитию муниципального транспорта.

Отмечу также, что минтранс области в ближайшем времени намерен вплотную заняться вопросом перевозок в такси. Пора уже прийти в этой сфере к цивилизованному сервису, обобщив всю информацию об имеющихся проблемах и приняв в результате реалистичную, рабочую схему развития службы такси в регионе.

Беседовал Александр Абрамов

Фото предоставлены министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области 

Вернуться к списку
Задать вопрос редакции