Где корабли тащили волоком, да хранили сундук с золотом...

11.05.2018 13:53:00 Описание

История рязанского края удивительна: одна точка на карте в разное время оказывается то варяжской крепостью, то татарской вотчиной, то русским селом. Кто бы ни жил в междуречье Прони и Рановы, имена всех хранит летопись города Кораблино.

Когда в конце 1980-х годов начались раскопки Толпинского городища (а это – древнейшее поселение под Кораблином) – археологи ожидали найти всё что угодно, но уж никак не княжеские печати с именем Рюрика. И тем не менее, оставалось лишь верить своим глазам. Находки указывали, что, вероятно, ещё в девятом веке на этом месте строили постоянные укрепления варяги, пришедшие княжить Русью.

Чтобы укрепиться на необъятной русской земле, Рюриковичи вынуждены были создавать колонии в её самых дальних уголках. Так и появилось в семистах вёрстах от стольного града Киева поселение.

Почему же выбрали для крепости именно это место? Здесь проходил волок – путь между двумя реками, Рановой и Проней, по которому по суше тащили корабли. Дальше на север эти корабли могли попасть в Оку, а оттуда – в Волгу, поднявшись по которой до реки Шексны можно выйти в варяжские земли. На юг же речным путем через Дон выходили в Меотиду (Азовское море), откуда дорога – в Константинополь.

Известно, что у проходящего на 400 км западнее пути «Из варяг в греки» имелись альтернативные ветки, запасные варианты. Вот и через нынешнее Кораблино проходила одна из них. Отсюда и русское название: немало кораблей провели здесь по сырой траве, от реки до реки...

Кругом наследие

А раз место древнее, у краеведов есть все основания «пришпилить» к нему древний город, о котором сообщения в летописях есть, а координат на карте – нету. Город этот – Неринск.

Было когда-то в Кораблинском районе село Толпино. В эпоху колхозов и совхозов оно «растворилось» в полях. Жители разъехались кто в город, кто в соседние сёла побольше. Зато в земле под бывшим селом остались пустоты.

В течение последней пары веков люди несколько раз проникали туда, видели там скелеты в кольчугах. Теперь вход под землю завален (примерно с 1960-х гг.), и даже место его точно никто не знает. А топнешь ногой – звенит...

Может, это, конечно, в ушах звенит от восторга – настолько древняя история этих мест. Тут и стоянка каменного века, не тронутая археологами. И более позднее селище века железного, которое чуть-чуть исследовано: нашли остатки кузниц, шлак и выплавленные куски железа – крицы. До сих пор в поле можно наступить на характерный рыжий комок – так выглядит руда, а если копнуть – земля чуть не оранжевая, железа в ней – как в яблоках! Оно-то и звенит!

Потому как раз тут и вероятно расположение древнего Неринска. Ведь осталось село Неретино в семи километрах от Толпинского городища. Осталась и историческая граница половецкой степи, проходящая ровно через эти места, на которой как раз и стоял летописный Неринск. Да и названия окрестных деревень – Кипчаково, Княжее – будто веют древнерусским духом, так как образованы от самоназвания половцев («кипчаки») и, собственно, княжеского титула.

Самое вероятное, конечно, что Толпинское городище – это и есть Неринск. Потому что никакого города Толпин (или хотя бы города с похожим названием) русские летописи никогда не упоминали. Если так, то тамошние пещеры – не раскрытый источник информации и, возможно, кладов, ведь до сих пор их не исследовали!

Былинные места

А рядом, кстати, расположено другое интересное село – Семион. Его название у серьёзного исследователя не может не пробудить любопытства. Симеоном звали столпника, в честь которого, по легенде, было названо село. Тут был Симеоновский мужской монастырь. Это, однако, не объясняет странного переставления букв; и потому другая легенда добавляет, что первый-то поселенец этих мест был на самом деле не купцом, а монахом! Но беглым, и потому разбойничающим. По преданию нрав его был так лют, что даже имя его боялись называть вслух! Просто говорили: он. А у «Него» было-то в шайке семеро, вот и вышло: семь и Он, Семион.

А про соседнее Толпино, пусть и в наше время несуществующее, тоже говорили: что при батыеве нашествии случилась там битва, свои, чужие – все смешались в толпу, вот и вышло - Толпино. Другие опровергают, мол, правильно будет Толкино, потому что толкались много, пока бились. И ведь ни одна история не лучше и не хуже других! Потому что места такие - былинные...

Татарский сейф

Вернёмся, однако, в Кораблино. В средние века оно не участвовало в военных конфликтах. И лишь в начале XV столетия рязанский князь Фёдор Ольгович (сын известного Олега Рязанского) принял на службу некоего татарина Кичибея.

Новому служащему была положена вотчина, в которой он и его потомки стали мурзами. Прославился среди них сын Кичибея – мурза, прозванный Коробьей за свою невероятную скупость.

У слова «коробья» корень тот же, что и «коробка». Так называли сундук, и в таком-то сундуке мурза хранил свои средства. Жителей вотчины обложил он непомерными налогами: за пашни, за охоту в лесу, за рыбалку требовал дани. Состояние мурзы росло как на дрожжах, и в один прекрасный день надумал он жениться на русской девушке.

Но в какую бы семью ни присылал сватов своих, всюду отцы запрашивали такое вено (или, по-татарски, калым), что мурза рвал на себе волосы и от столь дорогой невесты отказывался. Договорились селяне между собой проучить мурзу, зная, сколько золота уже лежит в его коробье.

Пришлось татарину брать жену себе не по чину – простую крестьянку. После свадьбы, чуть мурза отлучится – тянулись к его дому нищие да юродивые со всей округи. И молодая жена щедро оделяла каждого из них золотом из необъятного сундука.

Есть версия, что эти-то странники и разнесли по свету название села, где жил мурза, – Корабьино. А уж оно со временем трансформировалось в Кораблино.

Дорога на юг

В 1865 году в Рязанской губернии началось строительство, равного которому по масштабам доселе не было. Из Рязани повели железную дорогу, названную по начальному и конечному пунктам Рязанско-Козловской. Козлов – старое название Мичуринска, до которого от Рязани больше двухсот километров. Сегодня именно по этой дороге поезда уходят на юг – к Черноморскому побережью.

Строительством руководил Павел Григорьевич Фон-Дервиз –известный «олигарх» XIX века. Кораблино стало узловой станцией новой железной дороги: здесь заканчивался первый перегон длиной в девяносто верст (98 км). Здесь же поезда делали долгую остановку, чтобы кочегары успели отгрузить нужное количество угля для следующего перегона. Станция была оборудована всего-то деревянным перроном и будкой смотрителя. Но пассажиропоток не утихал даже ночью: с окрестных деревень зажиточные мужики десятками везли мешки с мукой, чтобы на поезде доставить её на рязанский хлебный торг.

В 1870 году функционировало уже два рельсовых пути, по которым в год перевозили 250 000 пудов (4000 тонн) хлеба. Фон-Дервиз заработал на своём проекте больше семи миллионов рублей, а в Кораблино с каждым годом стало появляться по несколько десятков новых домов. Люди селились близ транспортной артерии, и к началу ХХ века Кораблино превратилось в одно из процветающих в губернии сёл.

Родина рязанского флота

Между тем, первое летописное упоминание деревни Кораблино обнаруживается лишь в XVI веке. Указывается, что деревня эта состоит в церковном приходе при селе Горетове, и есть в ней 39 дворов и 150 жителей. Кроме того, есть сведения, что в деревне была расположена судостроительная верфь, где сооружали корабли не только для Петра I, но и во времена Иоанна Грозного строили небольшие судна.

Однако анализ показывает, что речь идёт о деревне-тёзке – Кораблине, расположенном под Рязанью, на берегу Оки. В народе её называют ещё Кораблино-ближнее. До недавнего времени там даже сохранялись остатки корабельного леса, могучие сосны которого шли на государственное производство.

В 1606 году до Рязанщины докатилось крестьянское восстание Ивана Болотникова. Крестьяне, возмущённые новыми порядками, – крепостным правом – громили всё, что принадлежало царю и знатным людям. Тогда и была сожжена старинная верфь, а большое село поблизости в честь пожара получило название Горетово.

Впрочем, уже в 1676 году верфь отстроили заново, после чего она действительно снабжала лёгкими судами флот первого российского императора...

Фото dostoyanie.info. Использована репродукция картины Эрнеста Лисснера «Восстание Ивана Болотникова»

Автор: Дмитрий Бантле
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции