Что позаимствуем у пензяков?

08.01.2018 09:41:00 Описание

Как вы, наверное, помните, ещё до праздников «Вечёрка» объявила конкурс «Новогодние путешествия», предложив вам, нашим читателям, поделиться впечатлениями о городах, в которых вам доведётся побывать в дни январских каникул, а, главное – ответить на вопрос: какие идеи для развития туризма у этих городов могла бы позаимствовать Рязань?

Что ж, неплохо бы нам самим сделать почин!   

У города Пензы, в котором ваш покорный оказался с 31 декабря по 4 января, с Рязанью немало общего. Оба города примерно сопоставимы по размерам. Население Пензы (как и Рязани) немногим более полумиллиона человек. Пенза, будучи почти втрое моложе Рязани, в своё время выросла по берегам реки Суры точно так же, как и Рязань обосновалась на берегах Оки. 

И, стараясь быть объективным, скажу, что Рязани, так же, как и Пензе, есть ещё над чем поработать в плане развития туристической привлекательности…

Виды, сервис и информация…

Город, привлекательный для туриста, должен быть интересен визуально, да и просто приятен взору. В Пензе же в сотне-другой метров от исторического центра с красивыми зданиями XIX столетия стоят заброшенные деревянные халупы. Набережная Суры (по крайней мере, пока) также имеет не самый опрятный вид. И если уж я взялся проводить параллели, не могу не сказать, что и глядя на Трубеж с набережной Рязанского кремля, особо любоваться нечем. И заброшенных зданий у нас тоже хватает. В том числе и в центре города.

Город, привлекательный для туриста, должен предлагать ему превосходный сервис. В Пензе же (как и в Рязани) ещё за пару-тройку часов до праздничного представления в новогоднюю ночь на главной городской площади, окрест неё закрылись все до одного заведения общепита. К слову, многие из них не спешили открыться и 1, и 2 января… Нет, я конечно, понимаю, что работники кафе – тоже люди, и им хочется поднять бокалы с шампанским в кругу семьи. Но тут и предпринимателям неплохо бы понять, что как раз в праздники посещаемость их заведений, а вместе с тем и прибыль, возрастают в разы.

Наконец, город, привлекательный для туриста, должен быть открыт информационно, и, в первую очередь, в Интернете. Актуальная информация о событиях и достопримечательностях (причём в радиусе всего региона!) должна быть легкодоступна каждому, кто ею интересуется. На официальном сайте Министерства культуры и туризма Пензенской области явно бы не помешала вкладка «Достопримечательности», которой здесь, увы, не наблюдается. Да и прочие ресурсы выдают информацию только о наиболее раскрученных местах: Пензенском зоопарке, Доме Мейерхольда, Музее одной картины, музее-заповеднике «Тарханы», расположенном в селе, где прошли детские годы Михаила Лермонтова…

Пожалуй, рязанские чиновники, хотя бы в последнее время, пиарят регион старательнее их пензенских коллег. Но и землякам, уж простите за выражение, есть за что шпильку вставить. Простой пример. Разместить на всех ресурсах афиши новогодних мероприятий в городе, и ограничиться пометкой «В программе возможны изменения», на мой взгляд, всё-таки недостаточно. Хорошо бы ещё и назначить тех, кто будет ответственен за постоянную актуализацию этой информации…

Но, прекращаю занудствовать. В конце концов, я обещал поделиться личными наблюдениями туристических «изюминок» Пензы, которые и нам можно было бы взять на вооружение. Собственно, поэтому я не стану рассказывать ни про зоопарк Пензы (нам такой в обозримом будущем точно не светит), ни про Тарханы (у нас и своё Константиново имеется)…

Симбиоз музея и театра

Но совершенно точно расскажу про музей-театр в доме, где когда-то жил Карл Мейерхольд (Всеволодом Мейерхольдом легендарный театральный режиссёр стал после принятия православия в возрасте 21 года). 

Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» – одновременно и музей, и действующий театр. Труппа его – всего несколько профессиональных актёров-мужчин и художественный руководитель – женщина, Наталья Кугель. О том, насколько популярно их творчество можно судить хотя бы по тому факту, что уже в первых числах января все билеты в Театр доктора Дапертутто (названный так по псевдониму Мейерхольда) до конца месяца были проданы. Мне, увы, на спектакль попасть не удалось. Но экскурсия по музею-театру точно стоила потраченного времени. 

В здании, в котором едва ли не до конца семидесятых располагались коммунальные квартиры, воссозданы аутентичные интерьеры XIX века. Немногочисленность нашей туристической группы, состоящей из шести человек, никоим образом не смутила экскурсовода, рассказавшей нам в антураже экспозиций и об отце Мейерхольда – винозаводчике Эмиле Мейергольде, удивившего пензенцев одной из лучших водок в России – «углёвкой», и о первых сценических опытах его сына – будущего теоретика и практика театрального гротеска, об увлечённости Мейерхольда революцией, его лучших спектаклях и его трагической смерти… 

В «Доме Мейерхольда» музей связан с театром неразрывно, и путь через экспозиции включает в себя театральное закулисье и рассказ экскурсовода о том, чем сегодня живёт творческий коллектив, искусство которого способно увлечь даже тех, кто далёк от театра. 

Конечно, в рязанских реалиях такой симбиоз возможен разве что в музее-заповеднике Сергея Есенина в Константинове, где, кстати, время от времени музейная среда становится частью театрального действа. Но прогулка по «Дому Мейерхольда» навела меня на мысль, что я с таким же удовольствием отправился бы и на экскурсию по закулисью Театра на Соборной, на сцене которого когда-то выступали Ермолова и Шаляпин. Будь сопровождающим знающий экскурсовод, будь экспозиции, иллюстрирующие (к примеру) пребывание прославленных артистов в Рязани, и будь сама такая экскурсия. Не менее интересными могли бы стать экскурсии и по Театру Драмы, и по Театру кукол… Вероятно, всё это не так-то просто организовать, но почему-то кажется, что и сами театры, и Рязань в целом от такого начинания остались бы только в выигрыше. 

Искусство под открытым небом

О скульптурном парке «Легенда» в двух десятках километрах от Пензы я узнал случайно, в последний день своей поездки… Уверен, что и немало наших читателей, прежде, чем прочли эту статью, не имели представления о том, что под Пензой располагается (на секундочку) крупнейший скульптурный парк в России и один из крупнейших в мире!

Лично у меня возникло ощущение, что в отличие от государственных проектов, частные туристические инициативы (именно таковой и является «Легенда») «рекламировать задарма» в Пензе особо не стремятся. Логику чиновников я понять могу, хотя и соглашаться с ней не стану. Ведь по сути неважно, приедет гость в музей, финансируемый из бюджетных средств или в частный музей, он всё равно приедет в Пензу, разве не так?

«Легенда» – детище Заслуженного художника России Юрия Ткаченко, по инициативе которого на берегу озера, неподалёку от села Рамзай чуть меньше десяти лет назад собрались скульпторы из 30 стран мира. Под открытым небом они создавали свои творения из камня, железа, дерева… За первым скульптурным симпозиумом последовали ещё пять, в результате чего в чистом поле теперь уже около 300 скульптурных произведений образуют собой удивительный музей под открытым небом. В этом культурном пространстве ты не следуешь от экспозиции к экспозиции, ты перемещаешься хаотично, и через какое-то время уже сам как будто становишься его частью…

К слову. При наличии рядом гостиничного комплекса и прочих благ цивилизации, за «погляд» с приезжих денег не берут.

И тут я даже не стану предполагать, какие места под Рязанью можно было бы «окультурить» подобным или каким угодно иным образом. Скажу только, что у нас хватает для этого и мест, и талантов.

Пока же – Пензе спасибо за впечатления, а Рязани – почва для размышления!

P.S. Если кто-либо из наших коллег, к примеру, из редакций газет «Пензенская правда», «Наша Пенза» или «Улица Московская», когда-либо соберётся в Рязань в гости, нам будет интересно услышать в ответ, что понравится и что не понравится вам у нас в городе. Если речь идёт о конструктивной критике – мы всегда «за»!

Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции