Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Приключения матрёшки

6 Июля 2016

В популярной телевизионной игре «Сто к одному», которая лет пятнадцать выходит на федеральном канале, недавно был задан вопрос: «Какие самые типичные русские сувениры?» Вот как распределились зрительские предпочтения: матрёшка, водка, самовар, валенки, балалайка, платок.

– Ничего удивительного в таком «раскладе» я не вижу, – считает рязанский художник-прикладник Елена Яковлева. – Хотя у человека, хоть немного знакомого с русскими народными промыслами, данный рейтинг может вызвать лишь грустную улыбку – ни один из перечисленных сувениров на самом деле не является ни исконно русским, ни тем более народным.

Чтобы читателям было понятно, о чём сожалеет моя собеседница, необходимо привести небольшую справку. Матрёшка в России появилась лишь в конце XIX века. Её автор – художник Сергей Малютин. Идея расписной куклы, разделяющейся на нескольких своих собратьев, позаимствована у японской народной игрушки Дарума. Малютин расписал «даруму» в модном тогда «русском стиле» и таким образом создал один из самых популярных брендов России. Не вдаваясь в исторические подробности, похожим образом стали «русскими» и другие вышеперечисленные «народные» символы. Водку на Русь завезли генуэзцы, самовар – китайское изобретение, валенки – излюбленная обувь эвенков, балалайка – татарский музыкальный инструмент, ну а расписные платки можно найти практически у любого восточного этноса.

Балалаечные баксы

– Всё это тем более грустно, что у нас есть собственные уникальные промыслы, – продолжает делиться наболевшим Елена Яковлева. – Палех, Хохлома, Гжель, а у нас в Рязани – Скопин, Кадом, Вырково… И это только первые адреса, приходящие на ум. В любом путеводителе вы найдёте упоминания о михайловском кружеве и кадомском венизе. Но пойди найди их в сувенирных магазинах… Зато матрёшками и балалайками буквально завалены все сувенирные лавки от Москвы до самых до окраин.

Возможно, Елена Анатольевна слишком категорична в своих суждениях. Но её раздражение можно понять – вот уже лет двадцать прекрасный мастер прикладного искусства изготавливает на продажу всё тех же матрёшек и расписывает «под хохлому» сувенирные балалайки. Это для того, чтобы заработать на хлеб насущный… Ну а для души создаются удивительные куклы в различных народных техниках.

– Мои куклы побывали на выставках в Париже и Вене, Барселоне и Лондоне, – вздыхает Елена Яковлева. – А у себя на родине, в Рязани, они мало кому известны. Разве что коллеги выразят своё сочувствие... Организация собственных выставок – это такая головная боль, что и говорить про неё не хочется. А продавать мои коллекции чрезвычайно сложно – авторские работы стоят достаточно дорого. Гораздо доступнее очередная партия матрёшек. Тем более сама я их не продаю – отдаю перекупщикам. Цены давно оговорены и индексируются в соответствии с разного рода кризисами. На сегодняшний день матрёшечная серия средних размеров из десяти фигурок, расписанных в «русском стиле», стоит в среднем от 50 долларов. Знаю, что при перепродаже цена возрастает как минимум в три раза.

Скопинское исключение

Цена на сувенир, которую приводит Елена, вообще типична для данного сегмента рынка. Я общался и с «балалаечниками», и с самоварных дел мастерами – 50-80 долларов обычная такса у перекупщиков на их изделия. Если будете проезжать по федеральной трассе мимо Рыбного, для интереса остановитесь на знаменитом сувенирном развале и поинтересуйтесь стоимостью товаров. Сотня долларов – самое меньшее, что с вас запросят.

Ну а как же знаменитая скопинская керамика? Уж её-то в Рязани можно приобрести без проблем и по вполне доступной цене. На первый взгляд, это действительно так. Однако и здесь существуют свои нюансы. То, что продаётся в рязанских магазинах, в основном, серийный ширпотреб. Ни в коем случае не хочу подвергнуть сомнению художественную ценность этой продукции, но к собственно народному промыслу она имеет довольно опосредованное отношение. Отсюда и доступность цены. Авторские работы мастеров стоят в разы дороже, и на магазинных полках их не увидишь.

– Пример Скопина вообще не типичен для сегодняшнего состояния дел на нашем рынке, – считает коллега Елены Яковлевой по сувенирному цеху Николай Бутенко. – Так сложились обстоятельства, что там удалось сохранить традиционную инфраструктуру, создать благоприятные условия для передачи опыта. То есть, по сути дела, продолжить промысел. Но это скорее исключение из правил. В других местах говорить о подлинности народных промыслов вряд ли возможно. И главная причина такого положения дел, на мой взгляд, в том, что нет государственной заинтересованности в поддержке традиций прикладного народного творчества. Нет, на словах все, конечно, ратуют за народную культуру, но как доходит до конкретных дел… Сколько раз в той же Рязани говорили о создании Центра народных промыслов и ремёсел. Даже место конкретное называлось – Торговые ряды на площади Ленина. Только инвестор всё никак не найдётся. А в Скопине такой центр существует и успешно работает. Не могу сказать, что там нет своих проблем, но это даёт возможность местным мастерам не балалайки расписывать для перекупщиков, а заниматься настоящим творчеством.

В отличие от Рима

Справедливости ради нужно отметить, что примеры со знаком плюс существуют не только в Скопине. Ещё с конца 80-х годов прошлого века в Касимове работают муж и жена Лебедевы – художники-керамисты, продолжатели вырковского промысла народной игрушки. И хотя сами супруги считают, что промыслом их работы называть некорректно, сути дела это не меняет. Работы Ирины и Михаила находят спрос не только у нас в стране, но и в Японии. Свистульки-конники, деревенские глиняные куколки с удовольствием покупаются не только туристами, но и коммерсантами, которые в той же Японии давно организовали регулярные выставки-продажи российской керамики.

И всё же, думается, главный вопрос сувенирного рынка лежит не в финансовой плоскости. Нравится или не нравится это художникам, но наибольшим спросом на рынке пользуется то, что называется «маскультурой». Те же валенки, матрёшки и балалайки, как полвека назад расписные коврики с лебедями, приносят прибыль, а значит, имеют устойчивый спрос у заказчика. Можно сколько угодно сокрушаться по поводу уровня художественного вкуса потребителя данной продукции, но такова ситуация не только в России, но и во всём мире. Приехав в Рим или Иерусалим, вы столкнётесь с тем же массовым ширпотребом, в лучшем случае копирующим наиболее популярные образцы народного творчества. Другой вопрос, что у туриста должен быть выбор. Хочешь, чтобы было «дёшево и сердито» – ступай к кремлю и покупай у местных коробейников магнитики с берёзками и Сергеем Есениным. И, наверное, в этом нет ничего плохого. Даже трижды академик не откажется привезти из старинного русского города маленькие сувенирчики для друзей и знакомых. Покупать для всех авторские работы – никаких денег не хватит.

А вот куда адресовать тех, кто действительно интересуется истинно народными промыслами и ремёслами, я сказать затрудняюсь. Посмотреть, а тем более купить такую вещь у нас, в Рязани, весьма проблематично. В отличии от Рима и Иерусалима…

МЕЖДУ ТЕМ: Первая русская матрёшка по эскизам Сергея Малютина была выточена мастером Владимиром Звёздочкиным в Сергиевом Посаде. Кстати, имя для куклы тоже придумали только через несколько лет после появления игрушки на рынке. Первая матрёшка была «восьмиместной». За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.