Он остаётся…

20.02.2018 09:05:00 Описание

За это селфи, которое Владимир Кованов сделал летом 2014-го, друзья над ним подтрунивали, дескать, уважаемый фотограф, а туда же... 

Об известном рязанском фотохудожнике вспоминает обозреватель «ВР» Михаил Колкер.

Заголовок к этой статье никак не «вытанцовывался». Нужно было дать понять читателю, что посвящена она памяти Владимира Кованова и что прошёл уже год, как его нет с нами. Но не «клеились» слова друг к другу. Потому что нет ощущения, что он ушёл...

Много раз за этот год на различных мероприятиях ловил себя на том, что невольно оглядываюсь и ищу глазами знакомую высокую фигуру. Казалось, что он просто опоздал и не смог прийти вовремя. И не сейчас, так через пять минут он обязательно придёт, и можно будет подойти, бросить всегдашнее: «Привет!», перекинуться новостями и разбежаться – каждый по своим делам, в уверенности, что скоро снова увидимся... 

Мы не были друзьями, скорее приятелями. Общались от случая к случаю. Но это общение на бегу началось ещё в конце 70-х, и вошло в привычку, в общую картину родного города, в его человеческий пейзаж. Поэтому представить себе Рязань без Володи лично мне очень трудно.

Ирония против пафоса 

– В середине 80-х мне срочно нужна была фотография на заграничный паспорт, – вспоминает известный рязанский хореограф Галина Виноградова. – Ну просто очень срочно... Сегодня с этим нет проблем. А в те годы сделать такое фото за пару часов в Рязани было затруднительно... Стою у ОВИРа и чуть не плачу. И вдруг вспоминаю, что недалеко – в фотоателье, работает Володя Кованов. Бегу к нему, рассказываю о своей беде… Он говорит: «Конечно, Галя, всё сделаем, приходи через пару часов. А хочешь, у нас посиди, чайку попей». Я с раннего утра на ногах, так что чаёк пришёлся как нельзя кстати. Заодно и с Володей поговорили. Помню, он мне рассказывал, как к нему приходила одна дама, как говорится, постбальзаковского возраста... Просила сделать ей несколько портретных фотографий. «Я часа три с ней провозился. Девушка была, мягко говоря, с непростой внешностью... А на следующий день клиентка пришла за снимками и закатила грандиозный скандал. Мол, что вы из меня какую-то старуху сделали?! Хоть плачь, хоть смейся. Так и не забрала свои портреты… Знаешь, стал ловить себя на мысли, что пора с этой работой завязывать. А то ведь чувства юмора уже не хватает…»

На самом деле чувство юмора у Владимира Кованова было всегда на высоте. В том числе и по отношению к самому себе. Сам его взгляд с ироничным прищуром сразу предостерегал от излишнего пафоса. Помню, как в конце 70-х будущий известный рязанский тележурналист, а тогда ещё совсем молодой артист драмтеатра Валерий Майоров готовил факультетский вечер на биологическом факультете пединститута. Репетиции проходили в основном по ночам. И вот где-то под утро Валера разразился громогласной речью о необходимости искренности чувств при чтении знаменитых советских стихов «Коммунисты, вперёд!» Александра Межирова. И вдруг на самом пафосном месте как будто споткнулся об ироничный взгляд студента-химика Владимира Кованова... «Володя, иди спать, мы тут как-нибудь без тебя закончим…» – «Нет, Валера, закончим вместе. В пять утра Межиров, знаешь ли, как чашка крепкого кофе – весь сон как рукой сняло...»

С «корочкой» и без

В профессию Владимир Кованов пришёл непросто. Хотя фотографией увлёкся, по собственным словам, ещё в школе. Причём увлёкся настолько, что забросил всё остальное, в том числе и учёбу.

– Мне ведь фотоаппарат никто не покупал, – вспоминал в одной из наших бесед Владимир Кованов. – Во время очередной домашней уборки где-то в кладовке раскопал старенькую отцовскую «Смену». Ну и пошло-поехало. Меня сам процесс чрезвычайно увлекал – фотографировал всё подряд. Всё, что на глаза попадалось. А потом ночами сидел в нашем семейном совмещённом санузле – проявлял, печатал, чем доставлял большие неудобства всем домочадцам. Дело кончилось тем, что мама шваркнула мою «Смену» о стенку. Чем временно вернула меня к школьным урокам. Даже вполне прилично экзамены сдал. И в пединститут поступил. Нет, фотографировал всё равно много. Но честно пытался по настоянию родителей получить «нормальную» профессию. Даже в школе поработал... Кстати, с большим удовольствием. Но потом окончательно понял: фотография для меня не умещается в формат хобби. Это образ жизни. Ну и пошёл снова учиться, на этот раз в учебно-производственный центр, где и получил «корочку» государственного образца со специальностью «фотограф». Могу показать, если что…

Незабронзовевший мэтр

На самом деле с Володей мы довольно много говорили на серьёзные темы. В том числе и профессиональные. Он был очень увлечён педагогической работой – преподавал в художественном училище основы фотоискусства, сменив ушедшего Евгения Каширина. Его волновало общее снижение профессионального уровня. Цифровая техника сделала фотографию доступной почти для каждого. И появилось ощущение, что ничего сложного в этом деле нет...

– Понимаешь, официально у нас в России профессии «фотограф» не существует, – сетовал Кованов. – То есть заниматься этим делом и получать деньги, в принципе, может любой желающий. Слово «фотосессия» стало таким же банальным, как «винегрет». Каждый день появляется такое количество фотографий, что их за всю жизнь не отсмотришь. Только вот хороших фотографов от этого больше не становится...

Владимир Кованов был убеждён, что овладеть профессией можно, только пройдя через определённые этапы постижения мастерства. Хобби, подмастерье, мучительный поиск собственного стиля и лишь потом – самостоятельная работа. На всё про всё – лет десять как минимум.

Повторюсь, у нас было немало серьёзных разговоров. Но почему-то сегодня хочется вспоминать не о них… Наверное, потому что невозможно представить себе Володю как забронзовевшего мэтра, изрекавшего мудрые истины. Он был очень мужественным и весёлым человеком. Узнав о своём страшном диагнозе, после тяжелейшей операции и химиотерапии, вернулся к нам с выставкой «Я остаюсь». До слёз щемящим, и в то же время полным доброго юмора и иронии репортажем о повседневной жизни онкологического диспансера. Казалось бы, сделать это невозможно. Он сделал…

А ещё Володя мечтал о музее рязанской фотографии. За несколько лет до своего ухода он вместе Андреем Каревым и несколькими другими известными рязанскими фотографами убедил рязанское начальство в необходимости создания центра, где можно было бы систематизировать и хранить фотоархивы ушедших рязанских мастеров. Где могли бы выставляться молодые ребята и уже известные фотохудожники. Так родилась идея «Фотодома».

Он действительно остался… Нет у меня ощущения, что Володя ушёл. И, бывая на крупных городских мероприятиях, я по-прежнему порой невольно оглядываюсь, ищу знакомую фигуру. Кажется, что он просто опоздал и обязательно придёт, не сейчас, так через пять минут… 

P.S. 20 февраля в 13.00 в помещении Музейно-выставочного Центра «Фотодом» состоится открытие фотовыставки Владимира Кованова «Человек с объективом».
Это первая фотографическая экспозиция, выставленная для обозрения публики в стенах этого муниципального учреждения культуры, созданного в феврале 2017 года.
Выставка объединила работы семи тематических циклов автора, созданных в разные периоды его творчества: «Масленица», «Материнство», «Гербарий», «Уездный город», «Симпатичные люди», «Я остаюсь», «Портреты», «Эксперименты». Всего на ней представлено около 130 работ. Выставка будет открыта для посещения до конца марта, с 10.00 до 19.00 часов в рабочие дни и в субботу. Вход свободный. Адрес: МВЦ «Фотодом», ул. Почтовая, 58.

Фото из профиля Владимира Кованова в социальной сети Facebook

СПРАВКА «ВР»: Владимир Кованов родился в 1958 году. В 1980 году окончил Рязанский государственный педагогический институт по специальности «учитель химии и биологии». В 1986 году – Рязанский учебно-производственный центр по специальности «фотограф». В течение нескольких лет преподавал в сельской школе, активно занимаясь фотографией. С 1996 года фотодело стало его профессией. В разные годы Владимир Кованов работал фотографом в сфере быта, фотокорреспондентом в региональных СМИ. В 2007 году начал преподавать в Рязанском художественном училище. Владимир Кованов был членом народного фотоклуба «Ока», Рязанского отделения Союза фотохудожников России, автором нескольких персональных выставок.Скончался 20 февраля 2017 года в возрасте 58 лет после тяжёлой болезни. 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции