Не в цифрах, а в делах и восприятии…

08.04.2019 11:25:00 Описание

Итак, 12 национальных проектов, выполнение которых запланировано в майском указе президента страны Владимира Путина, намечено реализовать до конца 2024 года. Как заявил заместитель председателя Совета Федерации РФ и секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак, крайне важно, чтобы «результаты нацпроектов выражались не в цифрах и отчётах, а в реальных делах и в восприятии людьми того, что сделано...» Однако на деле нацпроекты, реализация которых должна вывести Россию в ТОП-5 экономик мира, вызывают у регионов немало вопросов. Cвоим мнением на этот счёт делится с «ВР» политолог Андрей Рязанцев. 

– В Рязани, как и в других регионах, уже создан свой проектный офис. В проектный совет, правда, вошли лишь министры да советники, перед которыми, по сути, стоит задача создать условия для инновационного рывка. Между тем, и созданная губернатором новая структура поддержки бизнеса и управления проектами в форме АО «Корпорация развития Рязанской области» медленно, но уверенно набирает обороты.

Такой подход, на мой взгляд, самый правильный. Опыт показывает, что частно-государственное партнёрство в реализации, в том числе, и нацпроектов – наиболее жизнеспособно. Можно было бы, конечно, пойти и дальше, организовав венчурный фонд развития с участием власти и бизнеса. И далее, в рамках наблюдательного совета, совместно с представителями бизнеса и жителями региона определять приоритеты развития области за счёт бюджетных и частных инвестиций.

Хотя, и тут есть свои сложности. Показательна ситуация с энергосервисом, внедрить который, как и нацпроекты, обязывает федеральное законодательство. В Рязани, однако, уже год обивает пороги инвестор с предложением вложить почти миллиард рублей в рамках энергосервисных контрактов для полной модернизации бюджетной сферы. И пока – безрезультатно. Ситуация аналогичная той, о которой я уже рассказывал – когда был проигнорирован запрос инвестора, желавшего включиться со своими деньгами в продвижение в Рязани проекта «Новогодняя столица России».

Встаёт резонный вопрос: а нужны ли вообще эффективность и экономия нашим чиновникам?

Контролёров много, или Кому спасать утопающих

Пока, после уже проведённых совещаний, конференций и прочего, складывается впечатление, что самое важное в реализации нацпроектов – это контроль. Контроль от ОНФ, партийный контроль от «Единой России», контроль от депутатского корпуса, министерств… Кого ни возьми – все контролеры! А ведь в добавку к этим контролёрам, как было заявлено недавно, увеличится также и количество надзорных органов.

Выходит, как в той сказке, которую рассказывают на вводных тренингах многие консультанты по оптимизации бизнеса: в лодке – лишь один гребец, а все остальные – рулевые, контролёры да начальники. Или же как в ситуации, которую, уверен, многие из вас наблюдали при ремонте дорог, когда один рабочий пытается что-то сделать, а ещё трое-четверо стоят рядом и советуют…

Но по сути, ответственным чиновникам на местах сказали «выкопать яму», а «лопату» не дали. Набило уже оскомину модное словосочетание «дорожная карта». Этот термин пытаются вписать теперь везде по поводу и без. Но как эти карты оформляются? Складывается впечатление, что такие экономические понятия, как «проджект менеджмент», «бенчмаркинг», «системный подход к управлению проектами», «BSC бизнес-процессов со сроками, ресурсами, ответственными» и прочее – это какая-то тарабарщина не из нашей реальности. Хотя вроде как на сайте регионального правительства и создали подобие базы знаний по проектному управлению и вроде как кто-то даже регулярно где-то и чему-то учится… А на деле?

На деле же в сухом остатке будут только показатели. И как их выполнять, никого не интересует, поскольку «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

И эти самые показатели также вызывают много вопросов. Чтобы получить трансферты из бюджета, регионы подписываются под показателями, которые узнают только потом. Кроме того, не учитываются особенности регионов, у которых, к тому же, скопились обязательства по выполнению майских указов ещё от 2012 года.

Так как большинство мероприятий планируется реализовать в муниципалитетах, то крайними за срыв нацпроектов могут сделать именно их, а при таком подходе, на мой взгляд, вполне может случиться коллапс управления.

И как выполнить некоторые показатели – сложно даже предположить!

Миссия невыполнима?

Возьмём для примера проект «Демография». Даже если наш губернатор во главе с полным составом правительства при каждом выездном совещании будет лично её повышать, поставленные цели всё равно не выполнить.

О какой демографии сегодня можно говорить, когда, по словам вице-премьера Правительства России Татьяны Голиковой, численность россиян, находящихся за чертой бедности, с 2012 по 2017 год выросла на 3,9 млн человек?

Ещё пример: 100% детей к 2024 году должны будут заниматься физической культурой и спортом. А детей вы спросили? Или предполагается, что их будут приучать к спорту насильно?

А как вам возраст здоровья населения, который должен увеличиться до 67 лет? Имеется в виду возраст, до достижения которого большинство граждан остаются преимущественно здоровыми, т.е. не имеют хронических заболеваний.

Это при нашей-то медицине вкупе с ростом цен на лекарства, доступность которых многим уже сейчас не по карману?

По сути, муниципальный чиновник, задействованный в реализации нацпроектов, при условии, что он работает добросовестно (представьте, такие есть!), становится заложником системы, в которой его отчёт – во главе угла, и его показатели важнее того, что он может сделать на самом деле.

В рамках реализации нацпроектов должны решаться смежные и схожие задачи. А у нас? С пресловутой уборкой города не можем справиться без «волшебного» пинка от губернатора и без бунта общественности! Отсюда и обоснованные сомнения обывателей, наблюдающих плачевное состояние городского хозяйства.

А ведь в нынешней ситуации Рязани ещё предстоит реализовывать уже упомянутый проект «Новогодняя столица», а также проект «Умный город», предусматривающий масштабную цифровизацию управленческой сферы, и всё это – за достаточно короткое время. Как бы всё это не стало неподъёмной ношей…

И к слову, о цифровизации. По национальным проектам использование отечественного программного обеспечения должно быть доведено до 90%. Но о чём вы говорите, когда даже имеющееся, иностранное, у нас сплошь и рядом – нелицензионное?!

И ещё раз напомню: с регионов никто не снимал задачи по выполнению майских указов от 2012 года…

Деньги есть. Но есть нюансы

Большую часть бюджетных расходов по реализации нацпроектов несёт федеральный центр, и деньги в бюджете вроде как имеются...

Вместе с тем, глава Счётной палаты России Алексей Кудрин заявил, что реальные расходы на реализацию майских указов Владимира Путина значительно превышают средства, заложенные на их выполнение в проекте бюджета на 2019-2021 годы. Расхождение составляет 1 триллион 200 миллиардов рублей! И выхода может быть только два. Либо сократить расходы на нацпроекты, либо перераспределить недостающие средства из других статей бюджета.

При этом получить федеральные деньги – тоже проблема, связанная, опять же, с особенностями российского планирования. Так, на 1 марта в регионы было направлено только 1,3% от запланированного, и председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров отмечал недопустимость такого подхода!

Ведь деньги, в лучшем случае, приходят через полгода. А нужно ещё провести торги на выбор подрядчика, и это ещё месяц. Подрядчику необходимо закупить материально-технические ресурсы и оборудование – ещё один месяц… В результате бюджетные средства, запланированные к освоению на текущий год, начинают осваивать не раньше осени.

Заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин вполне справедливо, на мой взгляд, говорил, что в работе по реализации нацпроектов следует ориентироваться не только на новые знания и освоение выделенных средств. Не менее важно вести эту работу в сообществе с населением. Пока же ситуация складывается так, что нужные цифры в отчётах будут важнее мнения населения, и это не может не тревожить…

Андрей Рязанцев, политолог

Использовано фото er.ru

Вернуться к списку
Задать вопрос редакции