Приключения с просвещением…

05.02.2018 20:39:00 Описание

По словам Вадима Абдрашитова, на этот раз в нашем городе его роль ограничивалась исполнением обязанностей водителя, грузчика и, немного пресс-секретаря. Между тем, известный кинорежиссёр нашёл время и для интервью нашему изданию…

На прошлой неделе в художественном музее имени Пожалостина открылась выставка заслуженного художника России Нателлы Тоидзе. Её муж Вадим Абдрашитов делал всё возможное, чтобы главный фокус внимания был сконцентрирован на творчестве супруги...

Сразу скажу, что творчество такого удивительно светлого художника, как Нателла Тоидзе, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Она работает в не слишком сегодня востребованном направлении станковой живописи. Большие по размеру полотна требуют особых навыков и долгой, тщательной проработки деталей. Художница предпочитает творить на пленэрах, и её пейзажи отличаются яркостью красок и оригинальностью манеры. В рязанской экспозиции представлены не только пейзажи, но и натюрморты, аллегорические композиции, портреты...

Моя же беседа с «грузчиком и водителем» собственной супруги, а по совместительству – одним из интереснейших кинорежиссёров Вадимом Абдрашитовым, разумеется, вышла за рамки отдельно взятого события. В первую очередь меня интересовало, какой ему видится ситуация в современном отечественном кинематографе...

– Мой последний фильм вышел на экраны 15 лет назад. С тех пор я занимаюсь исключительно педагогикой. Преподаю во ВГИКе, и в меру сил делюсь опытом с молодым поколением...

Невесёлая тема

– Вадим Юсупович, а с чем связана столь затянувшаяся творческая пауза?

– Это довольно сложный вопрос… Но если постараться ответить на него коротко: наверное, я чего-то не понимаю в окружающем мире. А, точнее сказать, те законы, по которым сегодня существует наш кинематограф, не вызывают желания творить.

– Недавно вы привозили в Рязань свой фильм «Время танцора», снятый в 1997 году. Рассказывали о непростой судьбе этой, на мой взгляд, замечательной ленты. Насколько, по вашему мнению, такое кино сегодня востребовано у российского зрителя?

– Мы снимали этот фильм о любви на войне… О том, как убийство уродует человеческие души. Согласитесь, тема не слишком весёлая. И если ты хочешь говорить об этом правдиво, то заранее должен рассчитывать, что всеобщее признание тебе не грозит. Когда фильм только вышел на экраны, было много отрицательных отзывов. Нас тогда очень поддержал Виктор Астафьев. Потом я приезжал к нему в Красноярск, и этот замечательный писатель рассказывал, что его буквально заваливают ругательными письмами по поводу романа «Прокляты и убиты». Речь в этом произведении идёт о военных буднях штрафбата. И, самое интересное, что больше всего недовольства это талантливое и правдивое произведение вызвало не у критиков, и даже не у военных историков, а у ветеранов, которые сами воевали в штрафных батальонах. «Зачем было всю правду-то писать?» – возмущались фронтовики. Думаю, я ответил на ваш вопрос?

ВГИКовский ликбез

– То есть вы считаете, что большинство зрителей не хочет видеть на экране правдивые истории?

– Большинство зрителей приходит в кинотеатр, чтобы получить удовольствие, отдохнуть! И имеет на это полное право. Другое дело, что я могу сожалеть о неподготовленности нашего зрителя к духовному сопереживанию, к серьёзным размышлениям, к отсутствию простых ответов... Но это уже, вероятно, мои личные проблемы, как художника. По-другому я снимать не умею, да и не хочу. Неинтересно.

– А со студентами вам легко находить общий язык?

– Очень непросто. Я преподаю уже 30 лет. И за это время мог наблюдать взросление как минимум трёх поколений наших кинематографистов. К огромному своему сожалению, должен констатировать, что такого низкого культурного уровня, как сейчас, ещё не видел. До третьего курса говорить о профессии я с ними не могу, так как вынужден заниматься элементарным ликбезом... Заставлять читать книжки, которые они должны были знать ещё по школьной программе. Ну нельзя с человеком говорить о творчестве Бергмана или Тарковского, если он не читал Библию и не знаком даже с азами философской классики.

– К сожалению, проблемы с культурным уровнем сегодня наблюдаются не только у студентов ВГИКа… И как, на ваш взгляд, можно было бы изменить ситуацию?

– Есть такое замечательное слово – просветительство. Традиции этого явления обычно связывают с французскими энциклопедистами. С Руссо, Дидро и другими… Но и у нас в России есть замечательные традиции, идущие ещё со времён Ивана Грозного. И мне радостно, что сегодня в вашем городе я наблюдаю успешные попытки возрождения этих традиций.

Главное – не бросать начатое…

Необходимо объяснить читателям, о чём говорит Вадим Абдрашитов. Более 40 лет в областном центре существует клуб «Кинематограф». На мой взгляд, это один из самых успешных и долгоживущих просветительских проектов в российской провинции.

Можно по-разному относиться к личности его руководителя Александра Никитина. Но отрицать его влияние на культурную среду обитания родного города, думаю, не будут даже его противники. На мой взгляд, успешность клуба «Кинематограф» заключается как в индивидуальных особенностях Никитина, так и в том, что его просветительская работа чаще всего выходит за рамки разговора о кино.

«Океан Солярис. Острова памяти» – авторский проект известной рязанской журналистки и преподавательницы РГУ им. С.А. Есенина Ирины Нечаевой. Местная привязка к рязанскому посёлку Мясной, где по сей день стоит дом одного из выдающихся режиссёров ХХ столетия Андрея Тарковского, на мой взгляд, стала лишь поводом для многопланового разговора о сегодняшнем культурном пространстве. В этом диалоге вот уже более пяти лет принимают участие не только кинематографисты, но и известные российские культурологи, писатели, общественные деятели. Кстати, Вадим Абдрашитов два года назад впервые приехал в Рязань как раз по приглашению Ирины Нечаевой...

– Примечательно, что, когда просвещение исходит от людей, не формально заинтересованных в этом процессе, оно превращается в интереснейшее приключение, доступное для всех желающих! – продолжает наш разговор Вадим Абдрашитов. – И пусть это – длительный процесс, и от него не следует ждать немедленных результатов. Главное, что есть люди, которые стремятся расширить духовный диапазон. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять это дело. В нём, на мой взгляд, наша главная надежда!

МЕЖДУ ТЕМ: Некоторые историки связывают создание традиций русского просвещения с именем советника и близкого друга царя Алексея Михайловича – боярина Фёдора Ртищева. Именно он был инициатором создания Андреевского училищного монастыря – прототипа первого российского высшего учебного заведения. Интересно, что по монастырскому уставу все педагоги должны были работать бесплатно: «...дабы мзда материальная не затмевала свободный образ мыслей их». Фото 7info.ru 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции