Ждём возвращения на родные подмостки!

19.12.2017 10:43:00 Описание

Да простят меня поклонники Мельпомены, речь в статье пойдёт не столько о праздновании действительно значимой даты в истории рязанской культуры, сколько о перспективах уникального театрального здания.

И дело тут не в желании автора удивить оригинальным ракурсом «юбилейной» темы. Только на моём веку, то есть начиная с середины 70-х годов прошлого века, вопрос реконструкции ТЮЗа обсуждался регулярно. В 1978 году легендарный председатель горисполкома Надежда Чумакова добилась почти невозможного: проблема финансирования капремонта театрального здания на площади Революции (ныне Соборной) отдельным пунктом была включена в повестку дня заседания Совета Министров РСФСР! И было принято решение – средства выделить и ремонт произвести. Как рассказывали люди сведущие, одним из главных доводов, убедивших тогдашнего председателя республиканского Совмина, члена политбюро ЦК КПСС товарища Соломенцева в том, что «рязанский вопрос» решать нужно срочно, был красочный рассказ Надежды Николаевны о падении огромной хрустальной люстры в зрительном зале. По счастью, произошло это не во время спектакля, и обошлось без жертв…

В 1979-м ТЮЗ почти год работал по чужим площадкам. В 2000 году серьёзное переоборудование сценического пространства и зрительного зала вкупе с укреплением фундамента, части несущих конструкций и полной заменой крыши заняло почти три года. Сейчас работы в основном ведутся в служебных помещениях, и поначалу их планировали завершить к концу этого года. Но уже по ходу реконструкции обнаружились разного рода технические нюансы... Таким образом, окончательная дата возвращения труппы Театра для детей и молодёжи на родную сцену пока остаётся открытой.

«Сказание» против «легенды»

И всё же, несмотря на все трудности, юбилей состоялся. Отметили его, в соответствии с давней театральной традицией, не только поздравлениями и подарками, но и премьерой нового спектакля «Сказание о Евпатии Коловрате». Материалом для очередной работы художественного руководителя театра Марины Есениной послужила «Повесть о разорении Рязани Батыем». Репетировали ещё на собственной сцене, а вот для премьерного показа свои подмостки гостеприимно предоставил Рязанский театр драмы.

Так уж совпало, что практически одновременно с театральной версией рязанцы познакомились с новым отечественным блокбастером «Легенда о Коловрате» на экранах кинотеатров. Возможно, с точки зрения специалистов, сравнение фильма и спектакля будет выглядеть некорректным. Но в данном случае автор выступает как простой зритель и удержаться от параллелей не может, да и не хочет.

Что удалось театру и чего явно не хватило фильму? Марина Есенина и рязанские артисты представили нам именно сказание, нигде не переступая границ заявленного эпического жанра. А вот в фильме, опять же по моему субъективному мнению, легенды не получилось... В лучшем случае сказка, сдобренная изрядной долей патриотического пафоса. Нет, пафос присутствовал и в спектакле. Но в отличие от фильма он соответствовал способу существования актёров и был поддержан средствами театральной условности.

Говорить о художественном решении сегодня сложно. Чужая сцена не позволяет в полной мере реализовать задуманное художником. Так что оценку сценографии и света отложим до возвращения театра в родной дом.

Спасительные пустоты

Но вернёмся к теме реконструкции.

– Вся сложность каких-либо серьёзных внутренних переустройств в этом здании состоит в его уникальной, почти мистической выверенности всех архитектурных пропорций, – считает экс-директор Театра для детей и молодёжи Евгений Фадеев. – И главная проблема в том, чтобы не нарушить это счастливо найденное соотношение частей. Честно признаюсь, когда мы приступали к ремонту сцены и зрительного зала, я очень опасался, что, к примеру, исчезнет уникальная акустика. Что нарушится магия «намоленного» театрального пространства...

Отмечу, что именно под контролем Евгения Фадеева проходила реконструкция исторического здания в 2000 году. И чтобы вам были понятны теперешние тревоги нашего собеседника, напомню, что здание на Соборной площади – одно из старейших в России каменных строений, которое возвели специально для театра. По задумке архитектора зрительный зал и сцена в точности повторяют зал и сцену Большого театра, в масштабе 1 к 12.

Автору этой статьи посчастливилось играть на этих подмостках, и могу засвидетельствовать: акустика тут удивительная. Можно совершенно не форсировать голос, даже говорить шёпотом... Тебя всё равно будет отлично слышно в любой точке от партера до галёрки.

Евгений Фадеев рассказывает, что в 2000 году при вскрытии пола в зрительном зале обнаружили пустоты, расположенные в определённом порядке прямо под креслами.

– Я настоял, чтобы всю эту «географию» оставили нетронутой, – вспоминает бывший театральный директор. – Слава богу, когда артисты вернулись на родную сцену, акустика осталась прежней.

Проблемная пристройка

Задачи нынешней реконструкции несколько иные. Вот что сказал по её поводу региональный министр культуры Виталий Попов. 

«...Театр для детей и молодёжи состоит из исторической части, которая относится к середине XIX века, и пристройки, появившейся в 50-х годах. Сейчас она пришла в негодность, и сотрудникам театра очень сложно работать в таких условиях. Ремонт там делать было невозможно, поэтому у нас была давняя мечта – снести её и построить современное здание. Сегодня актёры находятся в очень стеснённых условиях, и мы ждём, что скоро у ТЮЗа появятся нормальные цеха, душевые, гримёрные для артистов, словом, всё, что необходимо для нормальной работы».

Правда, по нашей информации работы будут производиться и в исторической части здания. Не столь масштабные, как в 2000 году, но всё же… В любом случае, очень хочется надеяться, что уже к концу нынешнего сезона рязанский зритель сможет увидеть обещанную премьеру «Мастера и Маргариты» на подмостках, которые помнят Ермолову и Шаляпина.

СПРАВКА «ВР»: Положительное заключение на проектно-сметную документацию, связанную со строительством нового здания, было выдано Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области в мае 2017 года. На снос нынешней хозяйственной пристройки, проведение археологических работ и строительство нового двухэтажного здания должно быть потрачено 98,4 млн рублей. Средства выделены из Резервного фонда Правительства РФ (68,9 млн рублей) и регионального бюджета (29,5 млн рублей). 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции