На обочине большого города

04.12.2017 09:51:00 Описание

Я вырос в Приокском посёлке. И помню время, когда добраться от родной улицы Пирогова до центра можно было только двумя видами общественного транспорта: восьмым троллейбусом и третьим автобусом. Ответ на вопрос: «Где был в выходные?» – «В город ездил» – звучал вполне естественно…

Но проблемы спальных микрорайонов в областном центре не закончились в 70-е. Как свидетельствуют архивы нашей газеты, в постсоветской истории они остались столь же злободневными. И неразвитая транспортная инфраструктура – лишь одно из неудобств, которые приходилось терпеть, например, жителям микрорайона Недостоево…

Корреспондент «Вечёрки» образца 1992 года, а ныне известный рязанский журналист Владимир Фролов, в своей статье «Затерянный мир или недостойная жизнь» озадачивался вопросом: чем же заманили новосёлов на эту городскую окраину, куда даже транспорт в то время не ходил (конечной остановкой троллейбусов, как, впрочем, и сейчас, был «Комбайновый завод»). И сам же давал на этот вопрос ответ: недорогим и достаточно комфортным жильём (естественно, по меркам начала 90-х). К тому же новосёлам обещали в скором времени обустроить микрорайон, но... Обещанного у нас порой ждут даже не три года, как утверждает народная мудрость, а гораздо дольше.

Повсюду грязь…

«Микрорайон разделён на две части – старую пятиэтажную и новую высотную. Разделён не только умозрительно, но и вполне реально – траншеей глубиной и шириной в три метра, – живописал ландшафтные особенности «затерянного мира» Владимир Фролов. – Мостков через траншею нет. Обойти её можно только через сотню метров около старой автобусной остановки. Выбоины и грязь повсюду, – не только на проезжей части, но и в большинстве дворов. Весной и осенью пара метров чистого асфальта – большая редкость…»


Понятно, что о мобильной связи в начале 90-х в Рязани ещё и не мечтали. Между тем, в Недостоеве напряжёнка была и со связью проводной. В квартирах телефоны отсутствовали по причине ещё не проложенного кабеля, а из трёх телефонов-автоматов функционировал только один. На вопрос корреспондента, как же поступать, если надо вызвать скорую, милицию или пожарных, один из здешних жителей отвечал: «Забудь! Или до Комбайнового беги, или ложись и помирай!»

КСТАТИ: Микрорайон Недостоево начали строить в 80-е, в поле – в паре километров от кожевенного завода. Но соседство с одним из крупнейших предприятий в регионе статусности этой территории не прибавило…

Риторические вопросы

«Как можно говорить о каких-то юбилеях, выделять немалые деньги на строительство часовен, запускать воздушные шары, когда совсем рядом живут люди фактически без освещения, транспорта, телефона?!» – таким риторическим вопросом завершал свой материал Владимир Фролов. Правда, в постскриптуме отмечал, мол, жителей Недостоева просят потерпеть до весны, когда власти основательно займутся благоустройством.

Ровно через год «Вечерняя Рязань» вернулась к той же теме. К концу 93-го в жизни обитателей микрорайона действительно кое-что переменилось в лучшую сторону.

«После пуска АТС в Канищеве в некоторых квартирах поставили телефоны. Пустили автобус до улицы Сельских Строителей. Но как была непролазная грязь по всей территории, копанной-перекопанной многочисленными траншеями, так и осталась…»

И вот прошло больше двух десятков лет. В Недостоеве, да и на других окраинах Рязани появились новые маршруты общественного транспорта, сетевые магазины, а кое-где – даже досуговые и культурные учреждения. Но перестали ли городские «гетто» (а их порою по-прежнему так называют) быть таковыми? Боюсь, что всё-таки нет…

Переезжать сюда люди не стремятся – это вам подтвердят в любом городском агентстве недвижимости. Те, у кого была такая возможность, давно отсюда уехали. В некоторых российских городах придумали, как вдохнуть жизнь в отдалённые от центра кварталы: построили здесь гипермаркеты с более дешёвыми продуктами (как, например, в Москве) или же крупные торгово-развлекательные центры (как в Воронеже). Почему бы в Рязани не воплотить такой сценарий? Наверное, это тоже вопрос риторический. 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции