Театральный Perpetuum Mobile

26.11.2018 19:08:00 Описание

Нынешний фестиваль «Карусель» совпал по срокам с другим культурным форумом – «Свидания на Театральной», где зрителям демонстрировали мастерство профессиональных артистов в спектаклях о любви. Казалось бы, такое обилие сценических впечатлений – явный перебор для областного центра. Однако поклонников Мельпомены хватило на оба масштабных театральных праздника.

И тут и там залы были полными… Более того, не могу удержаться от несколько пафосной метафоры – между двумя фестивалями возникала «вольтова дуга» художественного напряжения. Заочное сценическое соревнование любителей и профессионалов придавало особый смысл тотальному празднику театра, который на неделю без малого поселился в Рязани.

– Я успевала побывать и в Театре драмы, и на самых интересных спектаклях «Карусели», – делится своими впечатлениями студентка филфака рязанского университета Ольга Селиванова. – И, признаюсь честно, не могу кому-то отдать предпочтение...

Казалось бы, в смысле постановочной культуры, технических средств, профессиональной подачи материала «Свидания на Театральной» не оставляют любителям никаких шансов. Но у «Карусели» были припасены свои козыри: отдача, сценический трепет, наивная вера в происходящее на сцене, с лихвой компенсирующая отсутствие изысков в сценографии и уверенность в актёрском мастерстве. Не раз и не два на ум приходили слова одного из основоположников МХТ Владимира Немировича-Данченко о том, что для возникновения театра достаточно скромного коврика и двух артистов...

География подтверждает

К сожалению, автор этих строк был лишён возможности сравнения, так как был членом жюри «Карусели». И просто физически не сумел бы оказаться в зрительном зале Театра драмы... Так что мои постфестивальные размышления основываются исключительно на спектаклях 14 любительских коллективов, которые, к слову, представили значительную часть России! Москва и Подмосковье, а также Санкт-Петербург, Республика Марий Эл, Екатеринбург, Барнаул, Воронеж, Архангельск, Касимов, Рязань… Думаю, масштабы вполне достаточные, чтобы сделать главный вывод – любительский театр не просто жив, но и по-прежнему является той питательной средой, в которой черпают творческую энергию сотни людей самых разных профессий и судеб.

«Карусель» – это фестиваль, прежде всего, школьных и молодёжных коллективов. Именно этот фактор позволяет понять: запас прочности у любительского театрального движения вполне достаточный.

– Талант – это штучный товар. Я постоянно работаю на различных театральных фестивалях... – объясняет свою точку зрения председатель жюри «Карусели-2018», известный театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия Ефремова. – Вне зависимости от статуса конкурса, будь он профессиональный или любительский, если есть хотя бы один по-настоящему талантливый спектакль, то для меня фестиваль состоялся. А в этом году в Рязани я могу отметить сразу несколько работ. Так что кружение нынешней «Карусели» принесло мне много радостных впечатлений. Что, признаюсь, случается нечасто…

Когда говор не помеха

Что же касается автора, то для меня здесь также состоялось сразу несколько открытий. И к числу главных могу отнести спектакль «Не любо – не слушай» (небылицы по произведениям Степана Писахова), представленные театром-студией «Академия – ХМ!» из города Краснознаменска (Московская область). Надо отметить, что этот же коллектив показывал на фестивале и другую работу, и, честно признаюсь, впечатления не произвёл… Его руководитель Максим Змиевский на обсуждении выслушал от жюри много критических замечаний, с которыми пытался яростно спорить. Тем приятнее было увидеть талантливую работу по очень непростому материалу, стилизованному под народные сказы Русского Севера.


Её исполнители покоряли своей юной энергетикой, иногда бьющей через край, но не разрушающей общего актёрского ансамбля. Остроумное сценическое оформление, состоящее из кубов и досок; стилизованные холщовые костюмы; звонкие голоса и задорные переплясы создавали атмосферу деревенских посиделок, где каждый участник получает возможность рассказать свою историю.

А все вместе создают удивительный мир сурового русского края, где летом солнышко не сходит с небес, а зимой разгорается северное сияние в полнеба и стоят такие морозы, что слова и песни замерзают на лету.

Конечно, и в этом спектакле были свои недочёты. Например, чрезмерное увлечение северным говором, иногда мешающим восприятию авторского текста. Но в целом постановка, безусловно, состоялась, с чем согласились практически все участники фестиваля. Забегая вперёд, скажу, что именно этот спектакль стал победителем в молодёжной номинации.

В детской же номинации лучшим признали Театр «Мастерская79» из Санкт-Петербурга со спектаклем «Дракон» по пьесе Ольги Бобровой и Ильи Амосова. Режиссёр Ольга Боброва со своими артистами рассказала бесхитростную историю о том, как смелый рыцарь на белом коне спасает принцессу из лап огнедышащего дракона. И именно своей простотой и наивностью, а главное, верой исполнителей в сказочные предлагаемые обстоятельства, спектакль покорил сердца зрителей и членов жюри.

– На мой взгляд, отсутствие каких-то режиссёрских изысков в данном случае вполне органично и соответствует выбранному материалу, – сказала на обсуждении член жюри, театральный критик из Петербурга Надежда Стоева. – При всей своей кажущейся простоте спектакль говорит о вечных человеческих чувствах: любви, отваге, преданности...

Золушка под «Let It Be»

Совершенно согласен со своей коллегой. Более того, замечу, что питерский спектакль, несмотря на юный возраст своих участников, вполне мог бы войти в афишу профессионального фестиваля «Свидания на Театральной». Ведь взрослые артисты собрались для разговора о любви, а в «Драконе» говорится об этом чувстве так искренне и самозабвенно, что многим профессионалам можно было бы и позавидовать…

Был ещё один спектакль детского этапа, который хотелось бы отметить особо. Образцовый школьный театр «Лоскут» показал «Золушку» по мотивам киносценария Евгения Шварца. Думаю, все мы помним волшебный фильм Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро с Яниной Жеймо в главной роли. Режиссёр рязанского спектакля Татьяна Кучина представила свою трактовку вечной истории. Пока этот спектакль ещё «сыроват» и требует доработки... Однако в нём есть сегодняшний взгляд на события, происшедшие в сказочном королевстве. Есть удивительный Король в исполнении Михаила Ромашкина (который получил диплом за лучшую мужскую роль). Есть трогательный мальчик-паж (диплом за лучшую роль второго плана). Есть добрый волшебник в исполнении Сергея Логинова, этакий постаревший Джон Леннон, отправляющий гостей королевского бала в сказочную страну под вечный хит «Let It Be». В общем, при всех недостатках мы увидели интересную трактовку, воплощённую силами школьного театрального коллектива.

Надежды и гарантии

На закрытии фестиваля «Карусель-2018» выступали представители рязанской власти и общественных организаций, во многом благодаря которым «Карусель» и закрутилась в этом году. Без их помощи, как и без энтузиазма всей фестивальной команды во главе с оргкомитетом – Еленой Ерховой, Светланой Захаркиной и Ольгой Маслюк, фестиваля бы не было.

Это горение прекрасно, но, к сожалению, любой энтузиазм рано или поздно исчерпывает себя. Просто физические силы, к сожалению, не бесконечны… Нужно сделать всё возможное, чтобы помочь рязанской «Карусели» продолжить своё вращение.

И мне приятно сообщить, что гарантии такой поддержки были получены. Так что есть надежда, что в следующем году мы вновь закружимся в фестивальном вихре. И пусть это будет наш рязанский Perpetuum Mobile, продолжающий своё движение вопреки всем законам физики!

Фото vk.com/karuselfest

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции