Каштанкина любовь

02.11.2018 22:29:00 Описание

Нынешняя осень оказалась урожайной для рязанского зрителя на спектакли по творчеству Чехова. Не успели утихнуть споры вокруг нового прочтения «Вишнёвого сада» в Театре драмы, как в Театре кукол также по-своему решили взглянуть на известную историю о собаке по кличке Каштанка. Обозреватель «ВР» Михаил Колкер делится впечатлениями после предпремьерного показа...

Вы задумывались, о чём знаменитый чеховский рассказ? Я уверен, что о любви. А ещё – о преданности. И хотя главная героиня – маленькая рыжая собачонка – «помесь таксы с дворнягой», выбор перед ней стоит вполне человеческий: цирковая карьера и сытая жизнь с симпатичным добрым клоуном или возвращение к своему первому хозяину – забулдыге-столяру и его сынишке, которых она беззаветно любит. Почему? Бог весть… Думаю, и у самого Чехова не было однозначного ответа на этот вопрос.

Ещё накануне праздников в Театре кукол состоялся предпремьерный показ спектакля «Каштанка». Режиссёр Елена Оленина уже известна нашему зрителю постановкой лермонтовского «Демона». Тот спектакль вышел спорным, но, безусловно, талантливым и интересным. И, прежде всего, отважной попыткой воплотить гениальный поэтический текст средствами театра кукол.

И вот – классика детской литературы. Произведение, хорошо известное с начальной школы. Согласитесь, на первый взгляд – довольно странный выбор. С другой стороны, именно это обстоятельство освобождает меня от необходимости пересказывать сюжет. Так что сразу обратимся, собственно, к спектаклю.

Марионетка и другие

На сцене – забор. Наш исконный российский покосившийся, из занозливых досок. Абсолютно точная сценическая метафора, найденная художником-постановщиком Анной Репиной, в полном соответствии с законами театра кукол оживает, становится действующим лицом, распадается на части, превращается то в столярную мастерскую, то в квартиру циркового клоуна, а то и вовсе в яркий цирковой манеж. Остроумная выдумка режиссёра дарит забору ещё одну роль – экрана в старом синематографе. На нём периодически появляются титры, анонсирующие новые части сценического действия. Решение режиссёра поддерживает и дёргающаяся кинематографическая пластика артистов, и странные фантастические силуэты, периодически появляющиеся на экране-заборе и преследующие собачонку в её сновидениях.

Именно таким видит окружающий мир Каштанка. Замечу, что в этом рассказе Чехова впервые в русской литературе применён этот литературный приём: взгляд на мир людей глазами животного. Потом его использовал Михаил Булгаков и многие другие писатели. Но Чехов был первым…

И спектакль так же дарит нам эту возможность: взглянуть на себя глазами братьев наших меньших. Забегая вперёд, скажу, что спектакль, на мой взгляд, состоялся. Признаюсь честно, опасался, что простая, в принципе, история будет перегружена излишней значительностью и нарочитыми поисками философской глубины. К счастью, мои опасения оказались напрасными. Авторы спектакля вместе с артистами сосредоточились именно на истории, что в современном театре, к сожалению, случается не так уж и часто.

Понятны и просты взаимоотношения двух планов спектакля. Человеческие персонажи общаются с животными-куклами. Вполне логично и не отвлекает внимание зрителя на решение ребусов из серии: почему только сейчас эту роль играл живой актёр, а через мгновение он превратился в марионетку? Кстати, о марионетках…

Единственная претензия лично у меня возникла именно к технической стороне кукольных персонажей. Каштанка – марионетка, выполненная во вполне традиционной манере. А вот её друзей – кота, гуся и свинью, почему-то собирают на наших глазах из различных подручных предметов и деталей одежды. Хотя, возможно, это излишние придирки старого театрального ворчуна, и к ним не стоит относиться слишком серьёзно.

Экзамен на прочность

Несколько слов о зрительном зале. Предпремьерный показ – это первая встреча спектакля со зрителем. Обычно на него приглашают друзей театра, рассчитывая на их доброжелательное отношение.

Так было и на этот раз. Правда, был и существенный нюанс – друзья были в основном младшего школьного возраста. А такая публика не будет из вежливости и почтения к классике скрывать своих реакций. И статус предпремьерного спектакля им мало о чём говорит. Автор сам работал в детском театре и знает не понаслышке: потерять внимание такой аудитории очень легко, а вернуть чрезвычайно непросто. А тут театр пошёл на дополнительный риск – разбил постановку на два акта, что, на мой взгляд, было вполне композиционно мотивировано. Но сегодня и взрослый-то зритель предпочитает смотреть спектакли без антракта… Что уж говорить о младших школьниках, которым после посещения театрального буфета и беганья друг за дружкой по фойе нужно ещё минут пятнадцать вновь погружаться в атмосферу сценического действия?

К счастью, «Каштанка» экзамен на прочность выдержала. Практически весь спектакль маленькие театралы с напряжённым вниманием наблюдали за разворачивающейся перед ними историей. Хотя к финалу и несколько подустали и занялись обсуждением своих впечатлений... Чем подтвердили моё ощущение: авторам, возможно, нужно ещё раз проверить спектакль по темпоритму. Сценическое действие порой «тормозит» и теряет своё развитие. Однако, думаю, что живое дыхание зрительного зала уже через несколько представлений всё расставит по своим местам.

Намеренно не говорю о конкретных персонажах. По моему мнению, они ещё находятся в работе. Хотя общий актёрский ансамбль уже существует, и это обещает в недалёком будущем целый ряд интересных сценических образов.

Прощай, Иван Иванович...

Отдельно хочется поделиться радостью от решения сцены смерти Ивана Ивановича, как бы странно ни звучала эта фраза. Для тех, кто не слишком хорошо помнит Чехова, – это гусь и старейший артист в труппе циркового клоуна. Именно в этой сцене Каштанка впервые в своей собачьей жизни ощущает присутствие смерти…

Согласитесь, непростая задача для детского спектакля. Но и здесь авторы обошлись без нагромождения метафор и излишних эффектов. Вся сцена решена через реакцию собаки, и только в финале мы видим, как улетает душа Ивана Ивановича, а все актёры прощально машут ей вслед…



Ну так всё-таки: почему Каштанка, познакомившись с новой для неё яркой и сытой жизнью, возвращается за свой покосившийся забор, в мастерскую столяра? Думаю, хорошо, что спектакль вслед за Чеховым не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Да и возможно ли на него ответить? Для этого нам пришлось бы определить, что такое любовь. Что, на мой взгляд, совершенно невозможно. Да и, наверное, не нужно. Во всяком случае Каштанка об этом явно не задумывается. Не будем и мы утруждать себя излишними размышлениями. А просто порадуемся новому хорошему спектаклю в Рязанском театре кукол.

КСТАТИ: Есть несколько версий, кто «подсказал» Чехову сюжет «Каштанки». По одной из них эта история случилась со знаменитым клоуном и дрессировщиком Владимиром Дуровым. В своей книге «Мои звери» он писал: «Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать...»

Использованы фото vk.com/rzn_puppet

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции