Злоключения «Чёрного человека»

14.10.2015 Описание

Поэтическое слово – материя тонкая… Тем более когда речь идёт о хрупкой ткани есенинских строк. Профессионалы хорошо знают, как непросто читать стихи Есенина со сцены. А уж тем более пытаться перевести систему его образов на язык театрального действия. Спектакль по произведениям Есенина – задача архисложная.

И тем не менее смельчаков, решившихся представить на суд публики своё сценическое видение есенинских текстов, оказалось предостаточно.

Первый в своём роде

В минувшие выходные на родине поэта в Константинове открылся первый есенинский театральный фестиваль-конкурс «Тот образ во мне не угас…». Более 30 участников из Рязани, Рязанской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья заявили о своём желании принять участие в этой пока ещё совсем юной творческой акции. Нет, попытки собрать вместе есенинские спектакли прежде уже предпринимались... Но это были скорее некие театральные просмотры, не претендующие на возможность анализа. У фестиваля же задача несколько другая: оценить общую картину, увидеть динамику развития, ну и, само собой, отметить лучшие работы, куда же без этого. Раздача слонов в данном случае далеко не главная, хотя и, безусловно, приятная обязанность оргкомитета и членов жюри.

Конкурс проводился в трёх номинациях: поэтические спектакли, литературно-художественные композиции и сольное чтение. В состав жюри вошли заслуженный работник культуры РФ, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника С. А. Есенина Константин Воронцов; режиссёр, кандидат искусствоведения, доцент Рязанского отделения МГУКИ Роман Маркин; художественный руководитель ансамбля «Радуница», лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ, композитор Александр Ермаков и ваш покорный слуга. Упоминаю это вовсе не из желания примазаться к столь уважаемой компании, а для того, чтобы читателю было понятно: автор статьи имел возможность судить о происходящем изнутри.

Нелёгкая доля члена жюри

Маленькое отступление от основной темы: тот, кто думает, что работать в жюри легко, глубоко заблуждается. По собственному опыту могу утверждать – это именно работа, и работа не из лёгких. Представьте себе, что необходимо за день отсмотреть 32 выступления. И за всё это время ты не имеешь права расслабиться, переключить внимание, отвлечься, что порой бывает не так-то просто. За день работы жюри первого есенинского театрального фестиваля увидело четыре спектакля и две поэтические композиции по поэме «Чёрный человек», выслушало пять исполнений стихотворения «Сиротка» и столько же трактовок стихотворения «Танюша». В исполнителях различных вариантов цикла «Русь кабацкая» тоже не было недостатка...

Вот вам и одна из основных не слишком весёлых тенденций: подбор репертуара оказался на удивление однообразным. Понятно, что есть в этом определённая реакция на цензурные запреты советской эпохи, когда разрешённый Есенин мог пробиться к публике исключительно в двух ипостасях: или как певец «страны берёзового ситца», или как «яростный попутчик» социалистического строительства. Ну а когда все идеологические запреты отпали, наступило время другой крайности – пьяница, дебошир, бабник… Ну и страдалец, конечно. А уж после выхода на телеэкраны многосерийного фильма с Сергеем Безруковым в главной роли образ бесшабашного «московского озорного гуляки» стал для миллионов россиян единственно возможным.

Железный век и божья дудка

– Почему у нас так любят всё видеть только в двух красках: чёрной и белой? – делился своими размышлениями мой коллега по работе в жюри Роман Маркин. – Есенин, как и любой человек, был многогранен и этим в первую очередь интересен для театрального воплощения. На мой взгляд, режиссёр должен стремиться понять, почему этот светлый мальчик из рязанского села с удивительно открытой улыбкой к 28 годам превратился в издёрганного неврастеника. История этого превращения, а не констатация факта алкоголизма и суицида, как раз могла бы стать темой для спектакля...

Совершенно согласен с Романом Евгеньевичем. Но, к сожалению, только один коллектив – народный театр-студия «Шанс» из села Поляны Рязанского района – попытался представить доказательную версию судьбы поэта. Спектакль «Сергей Есенин и железное время», прежде всего, подкупил ясностью режиссёрского замысла и искренней отдачей актёрского ансамбля. Именно ансамбля, где каждый исполнитель вне зависимости от объёма своей роли работал на воплощение общей сценической задачи. Исполнителю главной роли Андрею Руденко за сравнительно небольшое сценическое время удалось убедить зрителя в том, что судьба талантливого паренька из рязанского села Константинова стала полем боя «железного» времени и божественного предназначения человеческой души. 

– Рассказывая о непростых перипетиях есенинской жизни, мы порой забываем, что этот ещё, в общем-то, очень молодой человек смог осмыслить сложнейшую эпоху революционных потрясений, – считает другой член жюри Константин Воронцов. – К концу своей короткой жизни Есенин стал философом. Глубина его размышлений поражает и заставляет поверить в реальное существование Божьего Промысла.

По замыслу организаторов есенинский театральный фестиваль отныне будет проходить каждый год в начале октября и собирать в Константинове лучшие спектакли со всей России. При этом постановки необязательно будут напрямую связаны с творчеством Сергея Есенина. Сценическое воплощение поэтического слова – вот что важно... Задача сколь благородная, столь и трудная. Подобные фестивали – большая редкость не только в России, но и во всём мире. Тем интереснее воплотить эту задумку именно в Константинове, где 120 лет назад родился золотоволосый мальчик с голубыми глазами… «Божья дудка», как называл он себя сам. А нам остаётся снова и снова разгадывать многочисленные загадки его удивительной судьбы.

СПРАВКА «ВР» Лауреатами фестиваля в номинации «Поэтический спектакль» стали:
За лучшую режиссёрскую работу – Светлана Рахманина (Молодёжный театр-студия «Шанс»).
За лучшую мужскую роль – Андрей Руденко. (Молодёжный театр-студия «Шанс»).
За лучшую женскую роль – Ирина Тяпкина. (Поэтический театр «Вдохновение»).
За женскую роль второго плана – Дарья Дуженкова. (Молодёжный театр-студия «Шанс»).
За режиссёрскую работу и лучшую женскую роль второго плана – Ирина Гришина (театр-студия «Чайка»).
За лучший актёрский дуэт – Роман Метёлкин и Павел Матвеев (молодёжный театр СПО «Рязанский колледж культуры»).

Фото Елены Кореневой

Автор: Михаил Колкер
Теги: Культура
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции