Собственник, не теряй бдительности!

11.10.2016 Описание

Как ни приучают нас к чувству ответственности за свою собственность, многие предпочитают отдавать квартплату и особенно не задумываться, на что именно идут потраченные деньги.

Разумеется, это не самообвинение, мол, вот какие же мы неразумные… Десятилетиями из нас вытравливали чувство хозяина, так что, пожалуй, должны пройти ещё десятки лет, чтобы оно стало неотъемлемой частью нашего менталитета.

Пока же стоит хотя бы учиться на чужих ошибках…

С помощью Рязанской ассоциации защиты прав потребителей мы разберём как несколько таких ошибок, которые совершали собственники жилья за последние месяцы, так и примеры, в которых управляющие организации пытались (и пытаются) ввести людей в заблуждение. Конкретных названий компаний не последует, так как упомянутые ниже инциденты всё ещё пребывают в стадии разрешения конфликтов, в том числе с участием правоохранительных органов. Но здесь важны скорее сами ситуации…

ВАЖНОЕ: В «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Правительством РФ, упомянуты следующие моменты:
Содержание жилых многоквартирных домов подразумевает собой комплекс работ по созданию необходимых условий для проживания людей и обеспечения сохранности жилого дома, который включает в себя: управление многоквартирным домом, техническую эксплуатацию многоквартирного дома, санитарное содержание многоквартирного дома, включая придомовую территорию.
Под санитарным содержанием многоквартирного дома подразумевается комплекс работ по созданию и поддержанию здоровых условий жизни, обеспечению санитарно-гигиенических требований, профилактике заболеваний и эпидемий. Это: уборка мест общего пользования, уборка придомовой территории, а также – дезинфекция (уничтожение микробов, вирусов и грибков), дезинсекция (уничтожение насекомых) и дератизация (уничтожение грызунов) мест общего пользования в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Потёмкинские лифты

В одном из уголков Московского района Рязани жильцы неосмотрительно подписали со своей управляющей компанией договор, в который также входило приложение с перечнем работ по содержанию общедомового имущества. Неосмотрительно, поскольку с перечнем не ознакомились с надлежащим вниманием. А коммунальщики включили в него: работы по утеплению чердака, ремонт и профилактику лифтового оборудования, ремонт системы кондиционирования воздуха и вывоз жидких бытовых отходов. Всё бы ничего, но в этом доме нет ни лифта, ни чердака, ни системы кондиционирования, ни выгребной ямы для сбора жидких отходов… Это обычная пятиэтажка с плоской крышей, подключённая к центральной канализации.

– Позднее, разобравшись в сути дела, люди возмутились тем, что в оплату им включили фактически не оказываемые услуги, – комментирует председатель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Но поскольку договор был подписан, на предложение произвести перерасчёт и вернуть деньги управляющая компания так и не ответила. Теперь обращение жильцов касаемо данного инцидента рассматривают в районной прокуратуре, Государственной жилищной инспекции по региону и территориальном управлении Роспотребнадзора.

Есть право знать!

– Согласно закону о защите прав потребителей, с каждым собственником жилья управляющая компания должна заключить договор на оказание услуг по содержанию общедомового имущества, – продолжает рассказ Олег Николаевич. – И к данному договору должен прилагаться не перечень работ, а полная смета с указанием объёма работ и их стоимости. Нормы составления такой сметы указаны в п. 1 ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Добавим от себя тот факт, о котором и мы, и другие СМИ говорили уже не раз: управляющая компания не вправе отказывать собственнику в предоставлении какой-либо информации, касающейся обслуживаемого дома, в котором проживает собственник. В статье 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» приведена следующая формулировка: «…при наличии письменного заявления от собственника жилья … поставщик услуги должен незамедлительно предоставить полную и верную информацию об оказываемой услуге». Впрочем, объективности ради стоит сказать: если должностные лица, ответственные за обслуживание дома, надумали поживиться на жильцах, это законное требование вряд ли их остановит…

Далее речь не об управляющей компании, а о товариществе собственников жилья, в когорте которых тоже встречаются далеко не самые безупречные.

Некоторое время назад в микрорайоне Горроща вновь избранный председатель ТСЖ провела ревизию. И выяснила, что её предшественник подписал смету по замене водосточных труб, которые должны были крепиться снаружи, то есть на фасаде дома. Но закавыка в том, что конструкция здания предполагает размещение водосточных труб внутри…

Всё это дало основания предполагать, что 160 тысяч рублей, якобы израсходованных на закупку материалов и непосредственно на работу, просто поделили между собой компания-подрядчик и недобросовестный экс-председатель ТСЖ. В настоящее время дальнейшим изучением нюансов этого инцидента занимаются правоохранительные органы.

– Подобные примеры не так уж и редки, – поясняет Олег Попов. – И когда мы рекомендуем собственнику требовать на проверку документы об оказании услуг по содержанию дома, мы советуем обращать особенное внимание на соответствие реального объёма работ с указанным в документах. В отдельных случаях управляющие организации и ТСЖ по несколько раз включают в перечень сделанных работ замену доводчиков дверей или лавочек у подъездов, покраску бордюров, побелку деревьев... Этот обман легко отследить, если работы в действительности выполнены не были, а их стоимость отражена в смете.

Опасное соседство

Последний на сегодня пример тоже, увы, не относится к разряду единичных случаев. Недавно к защитникам прав потребителей обратилась жительница Скопинского района, проживающая в многоквартирном двухэтажном деревянном доме. Жильцы двухэтажки исправно платят за её содержание. Но некоторое время назад к работе своей управляющей организации у них появились очень серьёзные нарекания…

Дело в том, что минувшим летом на чердаке дома по не выясненным пока причинам умерли несколько десятков голубей. Тушки птиц вскоре стали разлагаться, и вонь пошла по всему дому. На предложение отреагировать на проблему со стороны коммунальщиков ответа не последовало, жильцам пришлось самим убирать дохлых птиц. Но трупный запах уже впитался в утеплитель чердака… И по сей день избавиться от этого «аромата» в доме так и не удалось.

По словам Олега Попова похожие случаи имеют место и в других районах, когда жильцы обращаются к коммунальщикам в целях избавления их от неприятного соседства с подвальными крысами, тараканами…

– На обращения граждан либо не реагируют, либо предлагают им вызвать дезинсекторов на свои деньги, – комментирует Олег Николаевич. – Между тем, санитарная обработка чердаков, лестничных клеток, подвалов – это тоже часть услуг по безопасному содержанию многоквартирного дома. Такие услуги должны быть включены в договор, и, как правило, в типовых договорах между собственниками и управляющими компаниями они присутствуют.

В последнем случае собственник вправе обратиться в управляющую компанию с письменным заявлением с просьбой предоставить ему для ознакомления акт выполненных работ по дезинфекции и дезинсекции, в котором должно быть прописано кто, когда, на какой площади и какими средствами проводил обеззараживание. Если таковой акт отсутствует либо работы не выполнялись (но в документах упомянуты), гражданину остаётся направлять претензии в три инстанции, о которых мы сегодня уже говорили: районную прокуратуру, Государственную жилинспекцию по региону и Роспотребнадзор.

Фото www.st-clean.ru

СПРАВКА «ВР»: Государственная жилищная инспекция Рязанской области расположена по адресу: ул. К. Либкнехта, 18. Телефоны: (4912) 21 78-46, 45 35-34, время для обращений: с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 13.45.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области находится на ул. Островского, 51А. Телефон (4912) 92‑98-07, звонки принимают с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45.

Автор: Елена Пухова
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции