Критерии Владимира Кованова

12.10.2016 Описание

Сегодня в Рязани больше 30 фотостудий, а количество фотографов перевалило за несколько сотен... Модно фотографировать и модно фотографироваться. Но стало ли больше хороших фотографов?

И каким критериям, в принципе, должна отвечать действительно хорошая фотография? Гостем рубрики «Персона» на этой неделе стал человек, чьи знания и опыт позволяют надеяться получить ответ на этот вопрос – президент рязанского Дома фотографии, ранее преподаватель курса «Художественная фотография» Рязанского художественного училища им. Вагнера, автор, чьи работы уже на протяжении трёх десятилетий публикуют как местные, так и федеральные издания (включая журнал «Огонёк»), фотограф Владимир Кованов.

Больше – не значит лучше

– Я не думаю, что в последние годы в обществе заметно вырос интерес к фотографии. В конце концов, фотодело привлекает людей уже больше полутора столетий, – высказывает мнение Владимир Кованов. – Просто сейчас оно стало доступнее. Не нужно тратить много денег и времени на покупку техники, плёнки, реактивов, на рутинную проявку снимков... В 90-е появились дешёвые и простые в обращении «мыльницы», и фотографировать стали массово. А лет десять назад, с приходом доступных по цене цифровых камер – наступил настоящий фотобум. Теперь каждый день в интернете появляется такое количество фотографий, что пересмотреть их не хватит и жизни. Но хороших снимков, таких, которые западают в душу или оставляют след в истории, по-прежнему единицы...

Но всё же – каким критериям должен отвечать хороший снимок? Разумеется, есть некие правила, касающиеся построения композиции, освещения и так далее. При этом, как ни парадоксально, нередко фотохудожники в своих лучших работах эти самые правила то и дело нарушают...

Самообразование и самоограничение

Но то – фотохудожники, любители – совсем другое дело. Образно говоря, прежде чем клоуну в цирке начать валять дурака, стоя на канате, для начала неплохо бы научиться по нему просто ходить...

– Фотохудожник может осознанно нарушить законы композиции, чтобы достичь определённого эффекта, – продолжает рассказ Владимир Владимирович. – Любитель – снимает две тысячи фотографий, чтобы потом выбрать всего одну более-менее удачную... При этом, если мастер способен мгновенно ориентироваться на месте съёмки, новички слишком часто думают о выборе ракурса, настройках фотоаппарата... И упускают нужный момент.

Первый шаг на пути к хорошей фотографии, по мнению Владимира Кованова, – это самоограничение. Пусть даже вы никогда не держали в руках фотоплёнки и прикипели к «цифре», используйте флешку не на 16 гигабайт, а всего на один! Чем придирчивее вы будете относиться к выбору композиции для фото, не щёлкая всё подряд, тем качественнее будут снимки.

И, конечно же, тот, кто стремится научиться фотографировать хорошо, должен постоянно заниматься самообразованием. Читать труды по фотоделу, открывать для себя творчество лучших мировых фотохудожников. Скажем так, если вы не имеете ни малейшего представления о том, кто такие Картье Брессон, Энсел Адамс, Хельмут Ньютон, вряд ли ваши познания о фотографии можно назвать достаточно глубокими.

А вот навороченность фотокамеры для хорошего фотографа, как считает Владимир Кованов, играет едва ли не последнюю роль. И как раз в этом нет никакого парадокса. Да, дорогой аппарат даёт возможность делать более качественные снимки. Но подавляющее большинство любителей не используют и половины возможностей своей техники, так как для них она, если уж говорить честно, просто символ собственной раздутой «крутизны»...

МЕЖДУ ТЕМ: 4 октября в Рязанской областной библиотеке им. Горького (в старом здании, в фойе второго этажа) открылась фотовыставка Владимира Кованова «Симпатичные люди». Посетить её бесплатно имеют возможность все рязанцы и гости города до конца текущего месяца.

Как остановить дурновкусие?

А вот чего, по мнению нашего собеседника, делать определённо не стоит, так это идти на платные курсы, где каждого желающего всего за пару недель обещают сделать «настоящим профессионалом». Как правило, на таких занятиях недалеко уходят от обсуждения настроек фотоаппарата и теоретических основ, словом, от всего того, что можно освоить самостоятельно. Некоторые любители довольствуются этим, даже получают какие-то «корочки» и арендуют впоследствии студию или снимают свадьбы, выдавая типовые снимки как горячие пирожки... И если клиенты довольны, что фотографии выходят «не хуже, чем у других», то и фотографа ничто не сподвигает к тому, чтобы учиться дальше. Так и процветает дурновкусие.

– После того, как вы самостоятельно чему-то научитесь, помочь вам в дальнейшем сможет опытный фотограф, – рассуждает Владимир Кованов. – При этом, чтобы у вас получился диалог, вам необходимо разговаривать на одном языке. И для этого новичок должен проштудировать учебники по фотографии, научиться разбираться в возможностях техники, узнать основные термины. Да, это может быть скучнее, чем просто бездумно делать «картинки», нажимать на кнопку в своё удовольствие... Но только в том случае, если человек готов преодолеть этот барьер, у него есть шансы стать хорошим фотографом. Фотографом, который, снимая пейзаж, пытается передать некую идею, а снимая обнажённую натуру, демонстрирует не собственную похоть, а передаёт характер и эмоции модели. Словом, прежде, чем фотографировать, каждый раз задумывается – зачем он это делает...

БЛИЦ-ОПРОС: Мы рассказали о взглядах Владимира Кованова на искусство фотографии, но было бы нечестно по отношению к читателям представить лишь одну точку зрения. Другим рязанским фотографам мы адресовали тот же самый вопрос: «Что такое хорошая фотография?» И, как можете видеть, среди людей, которые зарабатывают фотоделом себе на жизнь, мнения расходятся...
Роман Нигёрес, студийный фотограф:
– Любая фотография состоит из двух компонентов: художественного и технического. Чтобы получить хороший снимок, нужно стремиться учесть оба. Важно правильно выстроить композицию, свет, но в то же не забывать про диалог со зрителем. Иными словами, фото должно нравиться не только вам, но и другим людям. Цеплять за душу, вызывать эмоции...
Людмила Ерёмина, свадебный и семейный фотограф:
– Если, глядя на портрет, я не могу ответить себе на вопросы: кто этот человек, какой у него характер, какие чувства он испытывает сейчас, то это плохая, «мёртвая» фотография. Какой бы качественной она не была. Но если, к примеру, глядя на снимок девочки с обручем, я переношусь в детство, вспоминаю свой обруч, ласковый взгляд бабушки – то это, на мой взгляд, хороший снимок, даже если технически он далёк от совершенства.
Валерий Моисеев, свадебный и семейный фотограф, преподаватель фотокурсов:
– Не думаю, что существуют какие-либо критерии. Как и в любом другом виде искусства, здесь всё субъективно. Каждый зритель сам для себя решает, хорошая перед ним фотография или нет. Авторитетов и эталонов мастерства, по моему мнению, тут быть не может.
Ангелина Косова, детский, семейный и свадебный фотограф:
– Я называю хорошим такой снимок, на который смотришь – и не можешь оторваться. Никаких других критериев для меня нет. Ведь часто бывает так, что идеальная с технической точки зрения фотография оказывается «пустой». А бывает и наоборот: ужасное качество, шум, но что-то в снимке зацепило...
Дарья Туркадзе, свадебный и семейный фотограф:
– Критериев удачного кадра очень много. Это и правильная постановка света, и ракурс, и ретушь. Кроме того, хорошая фотография должна содержать в себе смысл, рассказывать зрителю историю... Не менее важно, чтобы на снимке был заметен индивидуальный авторский стиль. Наконец, ещё один критерий хорошего кадра – везение. Ведь зачастую самые лучшие фотографии выходят случайно...

Автор: Марина Власова
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции