Есть ли шанс у козодоя?

12.10.2016 Описание

Пусть не взыщет читатель за то, что в этом выпуске «ВР» мы так много внимания уделяем служителям Мельпомены, всё-таки завершившийся на днях главный театральный форум в регионе обязывает. Но, полагаю, что этот человек раньше ли, позже должен был стать гостем «Вечёрки».

Думаю, рязанским поклонникам сценического искусства нет нужды представлять Светлану Рахманину. Ну а для тех, кто мало знаком с местной театральной жизнью, объясню: Светлана – создатель и руководитель молодёжного театра-студии «Шанс». Изначально театр существовал на базе Полянской школы-интерната. Этой весной у него появился новый дом в Рязанском Дворце молодёжи.

Нельзя уставать учиться...

– Я, в принципе, не делю театральные коллективы на любительские и профессиональные, – признаётся Светлана Рахманина. – Театр или есть, или его нет. И никакой официальный статус не сможет изменить ситуацию.

Когда-то гениальный режиссёр Всеволод Мейерхольд в пылу борьбы за право на эксперимент сказал, что «театр спасут дилетанты». Если бы знал Мастер, кто и как десятилетия спустя будет истолковывать его слова, наверное, трижды бы подумал, прежде чем произнести их. На самом деле любимый ученик Станиславского на дух не переносил дилетантизм на театральных подмостках. А парадокс заключается в том, что, как только художник говорит себе: я всё познал в этой профессии, он заканчивается как художник. Сохранить в себе радость ученичества, каждую новую работу начинать с чистого листа – вот единственно возможный путь развития театрального коллектива. И в этом смысле театр-студия – идеальная форма существования.

– Для меня сотворчество – совершенно органичная среда общения с моими артистами, – говорит Светлана Рахманина. – Естественно, при условии лидерства режиссёра. Без этого спектакль просто развалится. Но в процессе поисков мы творим вместе. И спектакль рождается в совместных муках. Поэтому не важно, какую роль ты играешь. Каждый участник несёт общую смысловую нагрузку, каждый одинаково важен для воплощения замысла.

Судьбоносные Поляны

Для Светланы Рахманиной театр – это, прежде всего, Дом, где происходят все важнейшие жизненные события. И, возможно, поэтому принципы студийности для неё столь органичны и необходимы. Главный вопрос – насколько дом, построенный на столь «нежном» фундаменте, способен противостоять окружающему миру, исповедующему совершенно иные принципы…

Она родилась в небольшом городке Волжский. Театральные коллективы не баловали районный центр Волгоградской области своими выступлениями, но, чтобы заразиться вирусом сцены, вовсе не обязательно каждый вечер находиться в зрительном зале. Способы распространения данной инфекции мало изучены, но известно, что достаточно раз стать свидетелем чуда распахнутого занавеса – и всё, пиши пропало, все симптомы налицо…

– В школе я всё время ставила какие-то сценки, устраивала поэтические вечера и, естественно, сама в них участвовала, – вспоминает Светлана Рахманина. – Конечно, мечтала стать актрисой. Поступала в Москву, но не прошла ни в одно училище. Поступила на режиссёрский факультет в Рязанский филиал Московского государственного института культуры. А после его окончания поехала жить и работать в Поляны.

Думаю, вряд ли должность педагога дополнительного образования в Полянской школе-интернате воспринималась несостоявшейся артисткой из города Волжский как судьбоносная. Но так уж сложились театральные звёзды, что именно в Полянах 23 года назад родился удивительный студийный коллектив. Почему «Шанс», наверное, объяснять не нужно… В данном случае название говорит само за себя. И ещё неизвестно, для кого этот «шанс» был более важен…

Непрерывный тренинг

– Я никогда не ставила для себя такой задачи – воспитать из ребят профессиональных артистов, – объясняет Светлана Рахманина. – Цели были совершенно другие. Каждый спектакль – это определённое высказывание, наш взгляд на проблему, которым просто невозможно не поделиться со зрителем. Ну а чтобы это высказывание было понято, необходимо уметь его донести. И тут без профессиональных навыков не обойтись. Студия предполагает непрерывный цикл занятий хореографией, сценическим движением, речью. Актёрский аппарат должен быть в постоянном тренинге.

Всякий раз, когда приходится писать о театре, сталкиваешься с необходимостью передать на бумаге собственные ощущения от спектакля. А это чрезвычайно сложно… Тем более, когда речь идёт о спектаклях Светланы Рахманиной, где форма всегда несёт важнейшую смысловую нагрузку. Видимо, в самом начале пути она столкнулась с проблемой, известной практически всем театрам-студиям. Говорить о полноценных декорациях, костюмах здесь не приходится. На них элементарно нет денег. Что остаётся? Только актёр. Его пластика, энергетика, заразительность, плюс ясность режиссёрской концепции способны творить чудеса. В середине прошлого века гениальный польский режиссёр и педагог Ежи Гротовский придумал название для нового театрального направления, способного создать театр на обычном коврике, расстеленном где угодно. В стилистике «бедного театра» работали молодая Таганка и первый набор театра-студии Олега Табакова. Большинство спектаклей театра Светланы Рахманиной построены по этому же принципу. Самая простая деталь становится сценографической находкой, а цветовое пятно решает проблему костюмов.

Спектакль для учеников

– Много лет нам удавалось существовать практически без собственного помещения, – рассказывает режиссёр. – Школьная комната 5 на 15 метров – вот вся наша база. Здесь мы хранили костюмы, декорации, здесь репетировали и играли спектакли. И в конце концов театр просто вырос из этих детских «коротких штанишек».

Конечно, в том, что говорит Светлана Рахманина, есть немалая доля истины. На определённом этапе ограниченность в возможностях может стать мощным толчком для творческой фантазии художника. Но она же становится тормозом для дальнейшего развития... На самом деле о причинах переселения театра «Шанс» во Дворец молодёжи в рязанских театральных кулуарах высказывают различные версии. Не буду на них останавливаться… Потому что лично для меня стало понятным, что театру необходим новый виток развития, ещё четыре года назад, когда я посмотрел спектакль «Край одинокого козодоя» по знаковой повести Саши Соколова «Школа для дураков». Сама Рахманина была в этой работе художественным руководителем, а авторами спектакля выступили её ученики Олег и Лариса Ховрачёвы. Очень интересный получился спектакль. Но главное, лично для меня стало очевидно: предыдущий этап в жизни театра окончен. Ему необходим новый воздух. Творческий фундамент для этого уже был создан, и «козодой» это наглядно продемонстрировал. Так что новый дом стал решением не только организационных, а, что, на мой взгляд, гораздо важнее, творческих проблем.

Исключение из правила?

– В прошлом сезоне мы сделали новый спектакль по дневникам Яноша Корчака, поэме Александра Галича «Бабий Яр» и пьесе Вадима Коростылёва «Варшавский набат», – рассказывает Светлана Рахманина. – Спектакль называется «Мы были…». Я вообще считаю, что каждое театральное поколение должно обязательно пройти через спектакль на военную тему. Это проверка на эмоциональную прочность, на способность к сопереживанию. Одновременно с репетициями создавали наш новый дом во Дворце молодёжи. В апреле показали премьеру. И хотя многое в театре осталось прежним, для меня это уже новый «Шанс».

О спектакле «Мы были…» мы уже рассказывали читателям. Работа театра-студии получила Гран-при на региональном фестивале «Губернские подмостки». Уверен, что новую работу Светланы Рахманиной ждут ещё многие награды.

Один из создателей МХТ Владимир Немирович-Данченко утверждал, что театральное дело сохраняет живую студийную природу не более 8 лет. Дальше начинаются неизбежные процессы взросления, и театр превращается в производство. Однако возможны и исключения. Пусть редко, но они случаются. Для театра-студии Светланы Рахманиной начался новый отсчёт, и очень хочется надеяться, что это будет счастливый шанс для «одинокого козодоя»...

ЦИТАТА: Ежи Гротовский, режиссёр, педагог:
«Спектакль – это, прежде всего, упражнение в любви и сострадании. И здесь нам не понадобятся пышные декорации и костюмы театра эпохи Мольера. Всё, что нужно – глаза и тело актёра. А ещё точнее – его душа и сердце».

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции