Читаем театр вслух…

01.10.2018 13:21:00 Описание

Театральные читки становятся всё более популярным видом культурного досуга – и в Москве, и в регионах. Читка похожа на театр. Но она не нуждается в сцене, проходит без вмешательства режиссёра, а часто – и без профессиональных актёров. Просто собирается группа людей – и читает пьесу по ролям с листа.

У рязанцев также есть возможность, зайдя в кафе поужинать или выпить чашку кофе, заодно приобщиться к миру современной драматургии. В минувшее воскресенье, например, в одном из популярных баров города при полном аншлаге состоялась читка пьесы Полины Бородиной «Исход».

Вот на сцене – главный герой, мужчина по имени Моисей, оказавшийся в стенах психбольницы с диагнозом «амнезия». Его играет Игорь Воронцов. Моисей общается то с психологом, то с прорабом, с которым он занимается «трудотерапией», то с соседями по палате. Звучат диалоги – то комичные, то пронзительно-грустные. И публика за столиками слушает внимательно: где-то смеётся, где-то – сочувственно замолкает. Ведь герой – это наш современник, и те бытовые и житейские трудности, с которыми он столкнулся (будучи, как выясняется позже, вполне в здравом уме и твёрдой памяти), понятны и знакомы многим. Другое дело, что кто-то, оказавшись на месте Моисея, повторил бы его путь, сбежав от проблем куда глаза глядят, а кто-то – выбрал бы совсем другую дорогу. И если зрители после читки задумались об этом хотя бы ненадолго, значит – всё не зря. В этом уверены организаторы – Марина Замятина и Юлия Паршкова. Для них это уже шестая читка за полтора года.

Главное – живые эмоции…

Как уже говорилось выше, для того чтобы участвовать в читке, не обязательно быть профессиональным актёром. В команду к Юле и Марине приходят разные люди: по возрасту, роду занятий, мировоззрению.

– Что требуется от чтецов, нужны ли хоть какие-то актёрские навыки?

– Ничего особенного не нужно, достаточно просто уметь читать, – смеётся Марина Замятина. – Чтобы не спотыкаться в тексте, желательно несколько раз произнести его дома. И, конечно же, не пропускать репетиции. Бывает, что наши чтецы произносят реплики не с той интонацией, с которой их, вероятно, задумал автор, но я не всегда вмешиваюсь. Предоставляю каждому человеку возможность выразить образ так, как он сам его видит. Я ведь не режиссёр, и у нас не профессиональный театр. Главное для нас – это живые человеческие эмоции и те люди, которые хотят участвовать в читке.

– Немало людей приходят к нам сначала как зрители, а потом вливаются в ряды чтецов, и постепенно, от читки к читке, раскрывается их талант, – добавляет Юлия Паршкова. – Всё зависит от желания…

– Как понять, успешно ли прошла читка?

– Для меня критерий успеха – это когда зритель, прослушав пьесу, не порывается сразу же уйти, а хочет задержаться, чтобы обсудить увиденное, – говорит Марина. – Так уж заведено, что после читки всегда следует обсуждение текста пьесы, эту традицию придумали не мы. Но если зритель активно участвует в разговоре, значит, нам удалось задеть какие-то струнки в его душе.

В ожидании чуда

Сложно поверить, но одна из главных проблем, с которой сталкиваются организаторы театральных читок в Рязани, – это невозможность найти в полумиллионном городе постоянную площадку для репетиций. Приходится кочевать с места на место, арендовать помещения или договариваться с хозяевами кафе, которые далеко не всегда готовы приютить у себя чтецов.

– Это и понятно, – поясняет Марина Замятина. – Вот представьте: в кафе среди бела дня приходит группа людей, которые ведут себя, мягко говоря, странно: громко читают, поют… Простые посетители, заглянув в это время в кафе, испуганно шарахаются: кто его знает, что здесь происходит? И вот уже заведение теряет выручку... Владельцы муниципальных помещений тоже относятся к нам настороженно. Городские учреждения культуры, даже имея свободную сцену, не могут предоставить её неизвестным людям непонятно для чего. «Сначала придут одни, потом – другие, и будет не театр, а проходной двор!» – примерно так они рассуждают. Если честно, иногда я понятия не имею, где искать помещения для репетиций. Но могу сказать, что у нас порой случаются чудесные вещи: например, внезапно находится чтец, идеально созданный для роли, – именно тот, кто нам нужен. Видимо, остаётся ждать, что однажды таким же чудесным образом на нас свалится и помещение, где мы сможем проводить репетиции…

О чём заставляют задуматься пьесы

Мы спросили у чтецов, ради чего они участвуют в этом проекте.

Анна Родина, дизайнер в салоне штор, в настоящий момент – в декретном отпуске: 

– Мне очень понравилась и идея читок, и сами пьесы – они заставляют о многом задуматься. Для меня участие в читках интересно ещё и в том плане, что позволяет сменить привычную обстановку, выйти из дома, принять участие в чём-то ярком и фееричном.

Дарья Проскурякова, старший преподаватель кафедры иностранных языков РГУ им. С.А. Есенина: 

– Мне всегда нравилось читать вслух, ещё со школы. В университете побеждала в конкурсах чтецов у нас на факультете, участвовала в традиционных конкурсах, проводимых Горьковкой. Неудивительно, что и читки меня заинтересовали. Для меня слово, звучащее вслух, – это источник вдохновения. И ещё я очень люблю, когда собирается хорошая команда – вот как у нас. Работать с такими людьми – особое удовольствие.

Надежда Аравина, научный сотрудник отдела истории музея-заповедника «Рязанский кремль»:

– Мне захотелось привнести что-то новое в свою жизнь, вот я и решила поучаствовать в читке. Познакомилась с новыми, интересными людьми, чему очень рада. Публичное выступление – это для меня поиск новых граней собственного «я».

Ирина Цвигун, менеджер по оптовым продажам гофроупаковки: 

– Помню, как прочитала первый раз текст пьесы: вроде бы, ничего особенного. Но когда читаешь её несколько раз – сначала на репетициях, а потом ещё и на публике, начинаешь понимать, сколько глубинных смыслов скрывает в ней автор…

Александр Уткин (в настоящее время занят поиском работы): 

– Читка для меня интересна тем, что позволяет сыграть роль только за счёт своего голоса. Я уверен, что голос многое может рассказать о человеке, позволяет понять его характер.

Игорь Воронцов (поэт, музыкант, геолог, педагог): 

– Это моя первая читка и, я очень надеюсь, не последняя. Мне интересно побыть на сцене, поучаствовать в публичном прочтении текста, который созвучен моему сегодняшнему настроению.

СПРАВКА «ВР»: Как отдельный вид театрального зрелища читка появилась в середине XX века при театре Royal Court в Лондоне, в эпоху движения «молодых рассерженных людей» – драматургов, решивших произвести революцию в театральном пространстве. Они выступали против тотальной консервативности и несовременности тогдашнего британского театра. Со временем читки стали привычной составляющей театрального процесса в Европе, Америке, а за последние десять лет – и в России.

Автор: Оксана Калашникова
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции