Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Вариации с реновацией

11 Сентября 2018 09:07

К реновации в том виде, в котором её обсуждают в российских мегаполисах, сегодняшняя статья рубрики «Из архива «ВР» имеет опосредованное отношение. В разговоре о пятиэтажном наследии советской эпохи, проще говоря – о рязанских хрущёвках, мы намерены углубиться в прошлое...

О проблемах жилого фонда, построенного в областном центре с середины 50-х по начало 80-х, говорят как минимум лет тридцать. И хотя модного сегодня термина «реновация» тогда не употребляли, суть дела не менялась.

Гарантированный срок годности конструкций, из которых собирали хрущёвки, – полвека. В некоторых источниках этим домам отпускается на десять лет больше.

В конце 90-х годов подсчитали: количество домов хрущёвской постройки, которые возводили в период с 1960 по 1969 год, превысило 24% от общего объёма жилья в Рязани. Если же за старт их массового строительства взять постановление советского правительства «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» от 1955 года, станет ясно, что хрущёвок у нас ещё больше.

Проблема не в сроке службы...

В сентябре 1993 года в «Вечерней Рязани» была опубликована заметка начальника промышленного отдела АОЗТ «Рязаньгражданстрой» Александра Никишина.

«...Как известно, в 50-60-е годы четырёх-, пятиэтажные дома строились в Рязани в особо крупных масштабах, – сообщал читателям «Вечёрки» специалист по гражданскому строительству. – Жилые массивы из них появились в Горроще, на Московском шоссе, в Приокском посёлке. В 80-е годы из-за массового строительства домов повышенной комфортности возник вопрос, а не доживают ли пятиэтажки свой век? Если брать чисто юридическую сторону вопроса, то такое здание можно отнести к «ветхому» лишь спустя 60 лет, то есть к концу 2020 года».

Между тем, многие профессионалы, занимающиеся жилищным строительством, считают, что марки советского бетона, применявшиеся при панельном домостроении, могут прекрасно служить и 100, и 200 лет. Проблема, как совершенно справедливо отмечал Александр Никишин, не в формальном «долгожительстве».

«...Главное сейчас в том, насколько эти дома могут отвечать современным требованиям комфортности...»

Многосерийные пятиэтажки

Здесь необходимо кое-что объяснить читателю. Дело в том, что все хрущёвки похожи друг на друга лишь на взгляд непрофессионала. Специалисты различают несколько серий: пяти- и четырёхэтажные, панельные и кирпичные, с балконами и кладовками и без оных. В более поздних сериях появились разнообразные варианты облицовки: дома с художественным панно в торце, с разноцветной плиткой и с впечатанным в панель щебнем. Например, в серии 1МГ-300 с тыльной стороны появились маленькие балкончики, а торцевые стены складывали не из двух панелей, а из трёх (при этом в средней делали окошко). Такими домами в основном было застроено Канищево, улица Ленинского Комсомола и Приокский посёлок. Но главный недостаток хрущёвского домостроения всё же был не в деталях, а в общей концепции.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 1957 года новым поколениям советских граждан предстояло жить в «экономных, малогабаритных квартирах, предназначенных для заселения одной семьёй». Наиболее рациональным признали 4-5-этажный жилой дом без лифта и мусоропровода. Вот и Александр Никишин в своей статье 1993 года писал: «...В домах подобного типа три четверти общей площади приходятся на долю жилых комнат. Не устраивают многих крохотные кухоньки, совмещённые санузлы, отсутствие мусоропроводов. Хотя дома, как показывает анализ, обладают достаточной капитальностью и прочностью».

Неосуществившиеся планы

Однако недостаток метража, низкие потолки и отсутствие привычных, по сегодняшним меркам, элементов комфорта – это ещё полбеды. Уже в начале 90-х, когда стенам хрущёвок, казалось, было ещё стоять и стоять, внутренняя начинка советских микрорайонов начала приходить в негодность. Водопровод и канализация в хрущёвских жилых массивах уже пребывали в плачевном состоянии. И вопрос, что делать: сносить или реконструировать, назрел тогда же...

«...При разработке проектов модернизации таких домов рекомендовано повышение комфортности квартир за счёт пристройки лоджий и эркеров и надстройки мансардного этажа, – информировал читателей Александр Никишин. – В августе 1987 года в горисполкоме было проведено совещание, на котором было признано целесообразным с начала 1989 года приступить к реконструкции, модернизации и капитальному ремонту пятиэтажных домов...»

Правда, с 1989 годом как-то не сложилось.

Но автор статьи предлагал возможный вариант решения проблемы уже в 1993-м: временно отселять граждан, чьи дома будут реконструировать: «...Думается, целесообразно использовать опыт киевлян. В квартале строится временная гостиница, в которую поочерёдно переезжают жители реконструируемых домов...»

К сожалению, и этим планам осуществиться было не дано. Тем, кто помнит реалии нашей жизни 90-х годов, думаю, не нужно объяснять причины.

Во всём виноваты жильцы?

Забегая вперёд, скажу, что о проблеме реконструкции хрущёвского жилого фонда вновь заговорили уже в XXI тысячелетии. Весной 2006 года в областном центре состоялась громкая презентация заманчивого проекта реконструкции наших пятиэтажек. Рязанские хрущёвки предложили отремонтировать представители чешских деловых кругов. И предложение это активно обсуждали на уровне региональной власти.

Чешские строители обещали провести все работы без отселения жильцов. Новые технологии позволяли при должной предварительной подготовке заменить все внутренние коммуникации в течение едва ли не одного дня. В домах предлагалось надстроить по два мансардных этажа. Запас прочности фундамента это позволял. Опыт подобного строительства у чешских товарищей на тот момент был весьма солидным, ведь практически во всех странах Варшавского договора столкнулись с похожими проблемами. На территории бывшей ГДР, Венгрии, Югославии и Польши, как и, разумеется, в Чехословакии, эти технологии зарекомендовали себя отлично.

В Рязани же с помощью чехов реконструировали всего три дома: два в Дашково-Песочне и один на улице Ленинского Комсомола. На том инициатива и застопорилась. Тогдашние власти пеняли на жильцов, мол, отсталые они у нас, привыкли жить по старинке, перемен боятся... О других возможных причинах сворачивания рязанской реновации упоминать не станем.

«...Проблема пятиэтажек назрела, – заканчивал свою статью 1993 года Александр Никишин. – И решить её можно только в том случае, если за дело возьмутся все заинтересованные стороны: мэрии, банковские структуры, крупные промышленные предприятия, строительные организации…» Согласитесь, несмотря на временную дистанцию в 25 лет, автору статьи трудно возразить.


МЕЖДУ ТЕМ:
Здание серии К-7 – первенец советского поточного домостроения. Высотность здания в четыре или пять этажей была выбрана в связи с тем, что по советским стандартам это была максимальная высота, для которой не требовался лифт.
                                                  

Фото pastvu.com, pbs.twimg.com, cdn.shazoo.ru, contragents.ru