Сентябрьские пересечения

05.09.2017 13:37:00 Описание

Первый осенний месяц – счастливый для нашего театра кукол. Уже традиционно раз в два года в областном центре собираются кукольники со всего мира, чтобы «себя показать и людей посмотреть».

Но нынче это не единственное событие, которое наши артисты отмечают в сентябре. Ровно 35 лет назад, 4 сентября 1982 года, свершилось долгожданное новоселье. Легендарный первый директор Аскар Тагер и ещё совсем молодой главный режиссёр Валерий Шадский получили из рук патриарха Государственного академического центрального театра кукол Сергея Образцова символические ключи от нового здания. И такое историческое пересечение вряд ли можно назвать случайным.

Чтобы разъяснить значение этого события, необходимо кое-что рассказать сегодняшнему читателю...

История с демографией

Рязанский театр кукол ведёт отсчёт своей истории с того момента, как две сестры-художницы Милица и Аделаида Знаменские в апреле 1926 года показали первое кукольное представление для детей и взрослых. Правда, это творческое начинание было основано исключительно на энтузиазме и достойного продолжения не имело. Только в 1968 году Аскару Тагеру удалось добиться для группы артистов и режиссёра Марии Хомкаловой, работавших при местной филармонии, официального статуса государственного областного театра кукол.

Надо сказать, что театры в СССР открывали исключительно в соответствии с нормативами. Областному центру с населением до 500 тысяч человек полагалось два профессиональных театра: драматический и ТЮЗ. Ни о каком кукольном и речи быть не могло, пока население не перевалит за полмиллиона. Но тогдашний председатель горисполкома Надежда Чумакова и неутомимый первый директор всё же убедили партийное и культурное руководство, что «демографический взрыв» не за горами и областному центру срочно необходим ещё один детский театр. Добро от начальства было получено, а вместе с ним – и крохотная репетиционная база рядом с кинотеатром «Дружба».

С чаем наперевес

На банкете, посвящённом открытию нового театра, всё тот же Аскар Тагер подошёл к группе руководителей города и предложил выпить за новое здание театра, которое откроется в следующую пятилетку. Очевидцы рассказывают, что начальники чуть не подавились бутербродами с красной икрой. А Надежда Чумакова строго сказала: «Ну, это уж, простите, нахальство, Аскар Майорович. Раньше чем через 15 лет о строительстве даже не заикайтесь». Но когда все остальные вернулись к своим бутербродам, подмигнула директору и прошептала: «Заходите, поговорим…»

– Пять раз принималось решение об остановке строительства, – рассказывал автору этих строк Аскар Тагер. – И пять раз мы вместе с Чумаковой буквально ночевали в приёмных министерства культуры и Госплана. Сколько нашего фирменного рязанского чая «со слоном» передарили секретаршам... Не сосчитать. Но в результате театр был построен за семь лет. Знающие люди говорили: это невероятно. Аналогичные стройки в других городах затягивались на десятилетия. Спасибо Чумаковой, без неё вряд ли бы удалось совершить это чудо...

Признание Мастера

То, что в сентябре 1982 года в Рязани произошло именно чудо, считал не только Тагер. Опять же, по свидетельствам артистов-ветеранов, Сергей Образцов буквально облазил новое здание от подвалов до колосников. После чего в кабинете у главного режиссёра резюмировал осмотр: «Знаешь, Валера, ни в Туле, ни в Твери я такого театра не видел. Проект один и тот же, но у вас всё сделано на порядок качественнее…»

– Ну, по поводу качества, Мастер, конечно, преувеличил, – вспоминает тот давний разговор с Образцовым Валерий Шадский. – На самом деле здание сдавали с конструктивными недоработками. И об этом мы были прекрасно осведомлены, также как и Чумакова. Но ситуация складывалась так, что либо мы принимаем здание в сентябре, либо ждём ещё как минимум три года. Поэтому пришлось на многое закрыть глаза… Кстати, окончательно устранить те давние недоработки удалось лишь во время реконструкции в 2011 году…

Спорить не будем

Вернёмся в нынешнюю рязанскую осень. Перед открытием очередных «Рязанских смотрин» (которое состоится уже 9 сентября) художественный руководитель театра Валерий Шадский поделился своим мнением насчёт различий между нашим фестивалем и похожими театральными форумами в других городах России.

– Мы изначально приняли решение «не раздавать слонов». Хотя свой негласный рейтинг, безусловно, присутствует. Но он рождается в творческих спорах, обсуждениях, дружеских беседах. На наш взгляд, это даёт возможность избежать излишней официальности и получить объективную (насколько это вообще возможно в творчестве) картину сегодняшнего дня нашего вида театрального искусства. И потом, главный судья – это зритель, и только его аплодисменты являются наградой для артистов!

Что ж, с хозяевами фестиваля можно было бы и поспорить, но, честно говоря, не хочется. Возможно, потому, что «Рязанские смотрины» – это, прежде всего, праздник, которого ждут с нетерпением. До открытия занавеса осталось совсем немного времени, и давайте будем вместе радоваться театральному чуду! 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции