Голливудские лекала нам не годятся?

22.08.2017 Описание

На прошлой неделе в областном центре завершились пятые Тарковские чтения. Впервые основные организаторские функции взял на себя региональный минкульт, что возвело событие, изначально реализованное группой энтузиастов во главе с известной рязанской тележурналисткой Ириной Нечаевой, в ранг официального.

Пошло ли повышение статуса на благо Тарковским чтениям – вопрос спорный. На мой субъективный взгляд, излишний официоз сужает возможности неформального общения. Правда, организационные вопросы решаются эффективней, что тоже немаловажно…

Это событие подробно освещали в местных СМИ. Главное внимание коллеги уделяли происходящему в посёлке Мясном, где в летнем доме семьи Тарковских уже традиционно проходили мастер-классы для молодых российских режиссёров. В этом году своим видением современного творческого процесса с ними делился один из интереснейших российских киномастеров – Вадим Абдрашитов. 

Продюсер решает всё

Единственная же встреча мэтра с рязанским зрителем прошла в кинотеатре «Люксор». Абдрашитов привёз для показа одну из своих последних работ «Время танцора». Фильм вышел на экраны в 1997 году, но после него Вадим Юсупович снял только одну картину – «Магнитные бури». После взял творческую паузу длиной почти в 15 лет...

– Сегодняшний кинематограф принято называть «продюсерским». Во главу угла ставится коммерческая сторона, – поделился своими мыслями известный режиссёр. – Продюсер определяет основные моменты творческого процесса: распределение ролей, ключевые события сценария, жанровую стилистику… Режиссёр, по сути, из автора превратился в наёмного работника, выполняющего чей-то заказ.

Обеспокоенность мастера можно понять. Сколько бы сегодня мы ни ссылались на голливудский опыт, новых интересных имён в российском кинематографе такая практика не прибавляет.

Кто играет дилера и киллера?

– На мой взгляд, и в актёрской профессии происходят сходные процессы, – считает Вадим Юсупович. – У поколения Олега Борисова, Сергея Шакурова, Николая Пастухова, прежде всего, был достойный материал, на котором они могли реализоваться. Сегодня много хороших актёров, настоящих звёзд, но... Им просто нечего играть. Им приходится изображать функции – дилер, киллер, бандит… А это не роли, в них нет судьбы, зрителям нечему сопереживать. А значит, пропадает главный смысл искусства.

Фильм «Время танцора» был снят 20 лет назад, но до сих пор актуален. Он повествует о войне, которая происходит в некой южной республике, о том, как начинается мирная жизнь. А ещё он о любви на войне и после войны.

– Когда эта картина только вышла на экраны и встал вопрос о её прокате и показе по телевидению, мне говорили: подожди, сейчас не время… – вспоминает Вадим Абдрашитов. – Вот ситуация успокоится, и можно будет показывать. Сегодня говорят то же самое. За эти годы фильм получил приз Венецианского фестиваля, сыгравшая в нём свою дебютную роль Чулпан Хаматова стала звездой, но по телевидению «Время танцора» так и не показали.

Однако вернёмся к прошедшей творческой встрече. Лично у меня к организаторам возникло несколько вопросов. Время проведения. В будний день, в 12 часов, можно было заведомо предполагать, что со зрителем будут проблемы. Небольшой зал был далеко не полон. Три десятка в основном пожилых любителей кино, да ещё и мы – журналисты. Было ощущение, что встреча проводится для галочки… Думаю, Вадим Абдрашитов достоин более заинтересованного к себе отношения. Кроме того, на момент нашего присутствия фильм «Время танцора» по каким-то загадочным техническим причинам никак не мог «запуститься». Что подпортило настроение как автору, так и зрителю. Как сообщили рязанские информагентства, позднее кино всё же удалось продемонстрировать, правда, часть публики к этому моменту уже ушла… 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции