Приглашение в балаган

09.08.2016 Описание

Традиционно принято считать, что у церкви, мягко говоря, настороженное отношение к театральному искусству... Безусловно, для такой точки зрения есть весомые основания. И хотя времена, когда актёры не допускались к причастию, давно прошли, стереотип остался.

Не будем вдаваться в анализ причин этого давнего конфликта. Отметим только, что в истории, в том числе и российской, бывали случаи, когда церковь и театр находили пути взаимопонимания. Примеров тому множество: в Средневековой Европе мистерии на евангельские сюжеты разыгрывали на паперти перед храмом, а у нас на Руси рождественские вертепы (кукольные представления) были очень популярны вплоть до октября 1917 года. Свидетелями возрождения этой давней народной традиции можем стать и мы с вами, если 11 августа к 10 утра придём в Рязанский кремль. «Балаганчик сказок» – так называется проект Московского Патриаршего молодёжного центра. Это уличные кукольные представления для детей и взрослых.

Сказки-побратимы

– Идея создать свой кукольный театр возникла у нас примерно год назад, – объясняет один из руководителей проекта Анастасия Быковская. – Хотелось рассказать детям о вечных человеческих ценностях – добре, любви, надежде, вере и милосердии. А что может быть для этого лучше, чем сказки народов мира? Оставалось придумать наиболее доходчивую форму. И она родилась сама собой – уличное кукольное представление!

Сегодня «Балаганчик сказок» – это 15 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Все в той или иной мере уже участвовали в творческих начинаниях мастерской игрового моделирования при Московском патриаршем центре. Один из главных принципов нового проекта – всё делается самостоятельно: куклы, музыка, текст, декорации только своими руками.

– Мы с моим коллегой по работе в Центре Егором Коврижкиным на какое-то время буквально «закопались» в сказочных сборниках... – продолжает рассказ Анастасия. – Материала, как вы понимаете, было предостаточно, и отобрать несколько сказок среди такого изобилия – задача не из лёгких. В конце концов остановились на трёх: русская сказка «Дорожный камень», японская «Журавлиные перья» и индийская «О верном слуге». На их основе написали сценарии. Ну а дальше – репетиции, изготовление кукол, музыкальное оформление... Летом мы уже были готовы отправиться в путешествие по городам Золотого кольца со своим первым представлением.

Один хлеб – единая семья

Автор этих строк неоднократно был членом жюри различных театральных конкурсов и фестивалей. И, в общем-то, достаточно хорошо знаком с общей картиной театральной самодеятельности. При очень разном уровне подготовки коллективов есть одна общая тенденция – даже в самом захудалом сельском клубе самодеятельные артисты стремятся быть похожими на профессионалов. И лучше нет похвалы, чем сравнение с профессиональным театром. С «Балаганчиком сказок» – совсем другой случай. Здесь во главу угла ставят совершенно иную задачу. Здесь уместнее говорить о волонтёрстве или даже миссионерстве. На мой взгляд, это наиболее точное определение.

– Когда мы готовили наше представление, то обращались к профессионалам-кукольникам за помощью, – вспоминает Анастасия Быковская. – Но наше предложение никого не заинтересовало. Теперь я понимаю, возможно, это к лучшему… Может быть, наши артисты незнакомы с какими-то нюансами театрального мастерства. Зато им предоставлена полная свобода фантазии и творчества. И в результате – радость, которую мы получаем от представлений, передаётся зрителям. В конце каждого спектакля мы уже добрые знакомые, друзья, которым хочется встречаться снова и снова.

В середине 80-х годов прошлого века мне посчастливилось принимать участие в фестивале УНИМА (Всемирная организация кукольных театров), который проходил в маленьком польском городе Бельско-Бяла. Среди более чем 20 прекрасных профессиональных коллективов из многих стран был один, чьё творчество не вмещалось в традиционные представления о кукольном спектакле. «Хлеб и кукла» – театральная группа под руководством американского режиссёра и художника Питера Шумана скорее напоминала коммуну хиппи. Они жили на ферме в штате Вермонт, выращивали хлеб и картошку, ухаживали за скотиной, а в свободное время готовили свои представления – наивные сказки-притчи о любви и коварстве, верности и предательстве, стойкости и лизоблюдстве. Каждый актёр театра Питера Шумана владел каким-либо музыкальным инструментом, писал стихи, сочинял музыку. Театр существовал как единая семья, которая время от времени грузила свой нехитрый скарб в автомобильный фургон и отправлялась со спектаклем странствовать по городам и весям. Каждое представление начиналось с того, что артисты вместе со зрителями замешивали тесто и на очаге ставили печь хлеб. Ко времени окончания спектакля хлеб как раз был готов. Каравай пускали по кругу, и этот ритуал превращал актёров и зрителей в единую семью...

Вне зависимости от веры

– Чем нас привлекла именно театральная форма? – отвечает на мой вопрос Анастасия Быковская. – Конечно, можно по тем же сказкам попробовать снять фильм и выложить его в Интернете. Казалось бы, территория охвата – гораздо больше, да и детям сегодня проще включить компьютер, чем идти куда-то с мамой и папой и смотреть спектакль. Но в том-то и дело: нам было важно живое общение, если хотите, возвращение к традициям. И тут театр нельзя ничем заменить. Это совместное творчество, диалог со зрителем. Принципиально, что в спектакле используется только живая музыка. Наша коллега Евгения Арбатская собрала команду музыкантов, которые путешествуют вместе с нами и не только играют, но и принимают непосредственное участие в спектакле.

– Но японская, индийская сказка, согласитесь, Настя, не совсем обычный репертуар для Патриаршего молодёжного центра...

– Почему же? Мы все люди верующие, воцерковленные, и с этой точки зрения рассказываем наши истории. И потом, существуют вечные общечеловеческие ценности, о которых можно и нужно говорить с любым человеком вне зависимости от того, к какой религии он относится.

В Рязани вы будете выступать на территории резиденции митрополита. У вас предварительно просили ознакомиться со сценариями?

– Да, и это обычная практика. Я высылала подробные аннотации представлений, и ещё не было случая, чтобы они вызвали сомнения.

А почему был выбран именно такой маршрут – Золотое кольцо, старинные русские города?

– Нам кажется, что здесь – особая атмосфера, которая позволяет открыть свои души для добра и сострадания. По сути дела, это главная задача нашего путешествия – разбудить в детях и взрослых желание делать добро, помогать и поддерживать каждого, кто в этом нуждается. Так что приходите на спектакли и приводите своих знакомых!

МЕЖДУ ТЕМ
Первая волонтёрская организация «Христианская ассоциация молодых людей» возникла в 1844 году в Англии. Чуть позже, перед гражданской войной, её отделение открыли в США. Тогда же сформировались цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим в результате военных действий – раненым, обездоленным, осиротевшим.

Фото vk.com/balagan_skaz

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

          

Задать вопрос редакции