20 лет после дефолта

06.08.2018 18:01:00 Описание

В августе 1998-го все наши сограждане узнали заграничное слово «дефолт». Будь у нас выбор, наверняка многие согласились бы на то, чтобы прожить без этого знания. Сегодня мы вспомним, что писала «Вечёрка» о грянувшем тогда экономическом кризисе...

Кстати, наши коллеги из «Вечёрки» образца 1998 года слово «дефолт» практически не употребляли. Хотя и уделили повышенное внимание теме экономического кризиса и сопутствующей ему резкой девальвации рубля.

Ажиотаж у обменников


«...В конце прошлой недели стало ясно, что население, ранее довольно спокойно реагировавшее на финансовый кризис, готово активно «включиться в процесс»,
– утверждала «Вечерняя Рязань» в редакционной статье «Тема недели – девальвация». – ...Во всяком случае, в Москве и Санкт-Петербурге уже в пятницу, 14 августа, покупка валюты в банках и обменных пунктах оказалась популярным занятием. В Рязани ажиотаж начался с некоторым опозданием – в понедельник».

В этом же номере была опубликована выдержка из совместного заявления правительства РФ и Центробанка, где, пожалуй, впервые была официально признана невозможность выполнения международных обязательств по погашению внешних долгов.

Пусть по мнению коллег Рязань и запоздала со спросом на покупку иностранных дензнаков, позволю себе поспорить с этим утверждением. Потому как отлично помню, как ещё с начала августа при появлении первых слухов о «расширении валютного коридора» купить в Рязани доллары, немецкие марки и английские фунты стало практически невозможно. И хотя огромных очередей у обменников ещё не наблюдалось (они и правда появились только после 14 августа), люди предприимчивые уже отправлялись за покупкой «зелени» в столицу. Кроме того, все местные «утюги» (так называли на сленге валютных менял) ещё с конца июля прекратили свою деятельность, хотя раньше у каждого обменного пункта неизменно «паслись» по двое-трое представителей этой «специальности».

Правда, официальные лица до последнего пытались успокоить взбудораженное население. «…14 августа с заявлением выступил сам президент Ельцин, – писала «Вечёрка». – Из его уст раздавалось: девальвации рубля, в связи с событиями на финансовых рынках, не будет. Идёт новая волна мирового финансового кризиса. Мы свои резервы подсчитали и готовы эту волну встретить...»

Ковры и «видики» как альтернатива дензнакам

Теперешние справочники о причинах того кризиса живописуют сухо и без эмоций. Сообщают, что «кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов».

Если объяснять вкратце: слишком долго правительство искусственно сдерживало инфляцию, слишком мягко вело бюджетную политику (необоснованно раздувая бюджеты). И когда в мире упали цены на топливно-сырьевые ресурсы (и на нефть – основную статью российского экспорта), катастрофа не заставила себя ждать. В середине августа был объявлен дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Мало того, правительство приняло решение отказаться от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару.

И больнее всего, что и не удивительно, дефолт ударил даже не по банкам, а по малым предприятиям (немалое их количество разорились) и рядовым обывателям.

А уже вскоре происходило следующее...

«...Рязанцы, отчаявшись купить доллары даже по новым, спекулятивным ценам, пошли покупать предметы роскоши и дорогостоящую технику, – продолжала свой рассказ «Вечёрка» 1998 года. – ...Магазины «Фонограф» и «SONY» вымели, как Красную площадь. Глава Рязанского отделения Сбербанка Юрий Ерёменко сообщил, что объём операций по вкладам вырос не просто в разы, а на порядок...»

Надо сказать, что газета не преувеличивала. Помню, как мои знакомые буквально выгребали всю имеющуюся наличность и покупали ковры, видеомагнитофоны, хрусталь и ювелирные изделия. Люди думали, что тем самым они сумеют хоть как-то уберечь свои сбережения от полного обесценивания. Правда, реализовать всю эту роскошь «в обратную сторону» уже после того, как кризис миновал, было очень непросто. Техника морально устарела, а хрусталь и ювелирка оказались просто никому не нужны. У моих друзей, например, до сих пор в кладовке стоят два свёрнутых ковра, которые были куплены в августе 1998 года.

На фоне чехарды

Кабы кто-то тогда взял на себя труд и ответственность разъяснить ситуацию людям, может, и паники было бы меньше. Но правительству было не до того, в нём царила нешуточная чехарда. Сразу после дефолта премьер-министр Сергей Кириенко ушёл в отставку (успев проработать в этой должности всего несколько месяцев). Оставил свой пост и глава Центробанка РФ Сергей Дубинин...

В заметке «Последние новости» в том же августовском выпуске «Вечёрка» писала: «Госдума России готовится выступить с кардинальными предложениями по стабилизации финансового рынка!» Но выступление всё откладывалось, и на этом фоне активизировались представители радикальных политических течений, которые всегда были не против заработать себе очки на фоне проблем в стране.

Как сообщал журналист Дмитрий Проскурин в статье «Психиатрический туризм», в один из дней середины августа «...на Театралке десантировался самый горластый коммунист страны Анпилов и пошёл со своей компанией пешком до площади Победы. Даже несмотря на разгар рабочего дня, некоторые рязанцы, явно не больные «левой ориентацией», всё же останавливались послушать ахинею, звучавшую на митинге. Анпилов был очень возбуждён и звал всех за собой к Белому дому – «ломать рога нашему руководству»...»

Анпиловцы и иже с ними пошумели и уехали. А народ со своими проблемами остался. И многим из нас потребовалось ещё немало времени, чтобы справиться с последствиями злополучного августа 1998-го...

P.S. Дефолт (буквально – неисполнение обязательств) был в той ситуации пусть неизбежным, но определённо – злом, так как научил энное количество наших сограждан: раз государство считает возможным не исполнять свои обязательства перед кем-либо, то и мы вправе поступать так же. Именно тогда была в ходу такая практика: у работодателя есть деньги, но расплачиваться с рабочими он не спешит, сетуя на пресловутый дефолт... 

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

    
Задать вопрос редакции