Жизнь в эпоху фастфуда

17.01.2017 Описание

Недавно беседовал с товарищем, который уже много лет живёт и работает за океаном. Рассказал ему о впечатлениях от посещения одного из рязанских сетевых кафе, предлагающих вьетнамскую кухню. Нужно отметить, что впечатления были самые приятные. Правда, цены кусаются… Товарищ засмеялся: «У меня этот фастфуд рядом с офисом. Обедаю там практически каждый день».

М-да… Если бы я обедал ежедневно по таким ценам, то только бы на одни обеды и работал. Так что сразу отвечаю на вопрос, вынесенный в подзаголовок: таких мест, где можно было бы пообедать и вкусно и дёшево, в Рязани фактически нет. Вкусно – можно. Дёшево – если отбросить «термоядерные» хычины и чебуреки, очень сложно. Но так, чтобы эти условия сошлись в одной точке городского общепита – из области благих пожеланий.

Давайте уточним терминологию. Что значит дёшево? Согласно требованиям, записанным во всемирной хартии производителей фастфуда, цена кулинарного предложения одной единицы товара не должна превышать границы в 20 долларов США. Только в этом случае изделие можно считать «продуктом быстрого питания». Скажите, для вас, уважаемые читатели, 20 долларов – это дёшево? Лично для меня не слишком. Отдать 1200 рублей за обеденный перекус – не решение ежедневной проблемы...

Требуха против гамбургера

Но вернёмся к терминам. Что мы называем фастфудом? В переводе с английского fast food – это «быстрая еда», и ничего более. Первые специализированные заведения быстрого питания появились в 1921 году в Канзасе, где компания «Белый замок» предлагала всем желающим перекусить новой европейской кулинарной диковинкой. Экзотическое блюдо называлось «гамбургер» и стоило всего 5 центов. Заметим, что данная цена на бутерброд с котлетой продержалась вплоть до 1948 года.

Хотя сама идея кушать быстро и дёшево существует очень давно. Итальянские пиццерии, китайские чхачханьтхэны (чайные рестораны) были известны задолго до появления на кулинарной сцене «Макдоналдса» и иже с ним. Кстати, у нас в Рязани ещё в конце XIX века на улице Астраханской существовал трактир Нехлюбова, в котором за алтын (15 копеек) можно было угоститься похлёбкой из телячьей требухи, гречневой кашей с «няней» (говяжьим желудком) и горячим сбитнем. И попробуйте меня убедить, что это в чём-то уступает привычному для дня сегодняшнего набору из сэндвича, картошки фри и колы. Намеренно опускаю медицинский аспект проблемы быстрого питания. Отмечу только, что традиционные обвинения в адрес известных мировых брендов со стороны диетологов и сторонников здорового образа жизни далеко не столь очевидны, как кажется на первый взгляд. Конкуренция порождает всё новые ухищрения маркетологов, и отличить, где имеет место банальное желание увеличить количество продаж «здоровых продуктов», а где подразумевается истинная забота о нашем здоровье, становится всё сложнее. Но это тема для отдельного разговора...

МЕЖДУ ТЕМ: С момента открытия в Рязани первого «Мак-кафе» миновало уже без малого девять лет.
С тех пор в областной центр пришли и другие сетевые заведения общепита, среди которых Burger King, SubWay, Sbarro и прочие...

Творческий подход

– Сегодня в Рязани представлены практически все крупные сети быстрого питания, – считает шеф-повар одного из городских ресторанов Светлана Тронина. – Говорить о том, плохо это или хорошо, на мой взгляд, не имеет смысла. Общемировой процесс остановить невозможно, и хотим мы этого или нет – факт остаётся фактом. Мы живём в эпоху фастфуда. Другой вопрос: насколько то, что происходит, соответствует культуре данного явления? Во всём мире объекты фастфуда делятся на две основные категории: уличные и стационарные. К уличному фастфуду в Рязани можно отнести киоски и стойки по продаже суши и роллов в магазинах. К стационарному: фуд-корты в больших торговых центрах, а также кафе и рестораны быстрого питания.

Светлана Тронина – член Всемирной ассоциации поваров. Насколько мне известно, в областном центре её коллег, которые имели бы возможность похвастаться сертификатом этой авторитетной организации, можно пересчитать по пальцам одной руки.

– Среди некоторых моих товарищей по цеху почему-то принято считать, что фастфуд – нечто не заслуживающее серьёзного разговора, – продолжает свои размышления Светлана Анатольевна. – Абсолютно не согласна с этой точкой зрения. По моему мнению, при строгом соблюдении рецептур и технологии приготовления традиционные предложения ресторанов быстрого питания могут быть вкусными и доступными по цене. И места для творчества в этом сегменте общепита предостаточно.

– Какое же творчество может быть при приготовлении гамбургера или сэндвича? Тем более «при строгом соблюдении рецептуры и технологии»?

– Ну почему же сразу же гамбургер или сэндвич? А как же огромное семейство пицц? А английское «фиш энд чипс» (жареная треска с картошкой и овощами – Авт.), а пельмени, манты, хинкали? А огромный ассортимент блюд, приготовленных на гриле? Есть свои традиции фастфуда и практически во всех странах Средиземноморья и Южной Америки. Я бы могла продолжать этот список ещё долго...

– Однако, согласитесь, у большинства рязанцев фастфуд ассоциируется именно с этим унылым набором: картошка фри, сэндвич, кола… Ну ещё в последние годы к нему прибавилась пицца и ряд блюд японской и китайской кухни…

– Но это проблема не искусства повара, а культуры данного кулинарного явления, которая только начинает приходить в наш город...

Кофейная глобализация

По статистическим данным на сегодняшний день в Рязани функционирует более трёх сотен точек общепита. И в большинстве своём это заведения, предлагающие блюда быстрого приготовления. После беседы со Светланой Трониной поостерегусь под одну гребёнку называть их фастфудом. Но всё же нельзя отрицать очевидного: этот кулинарный «жанр» не только востребован горожанами, но и постепенно вытесняет привычную нам с советских времён сосиску в тесте и жареный пирожок с повидлом.

– Согласись, за последние 10-15 лет наши общепитовские предпочтения изменились до неузнаваемости, – считает друг моего детства, рязанский врач Николай Снегирёв. – Помнишь, как в начале 90-х мы специально возили детей в Москву, чтобы сводить их в «Макдоналдс»? А они, бедолаги, коллекционировали все эти пакетики, обёрточки, пластиковые стаканчики… Сегодня этим брендом никого не удивишь. А мог ты себе представить, что у нас в городе можно будет просто посидеть в точно таком же кафе, как где-нибудь в Чикаго, и выпить точно такой же стандартный эспрессо, съесть всемирно известный чизкейк? Ты можешь сколько угодно ругать фастфуд за примитивность, но лично меня он радует!

Да я, в общем-то, и не возражаю против проникновения на рязанский кулинарный рынок всемирно известных брендов… Так же, как не против развития нашей отечественной кулинарной традиции быстрого питания. И даже весьма серьёзный медицинский аспект экспансии фастфуда меня не сильно пугает. Что же касается цен и культуры… Возможно, и эти вопросы разрешатся в недалёком будущем. Ведь прав мой друг детства – ещё двадцать лет назад представить себе возможность съесть в Рязани вполне качественный гамбургер было совершенно нереально. Так что будем надеяться!

КСТАТИ: Первые рестораны быстрого питания должны были открыться в Москве ещё в 1980 году, в преддверии Московской Олимпиады. Однако после объявления бойкота соревнований США и рядом европейских стран договор об открытии первых советских «Макдоналдсов» и пиццерий так и не был подписан.

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции