Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Кого рязанцы в президенты прочили

9 Июля 2019 17:14
Два десятка лет назад, в июле 1999-го «Вечёрка» открыла рубрику – «Телефонный тотализатор». Корреспонденты газеты еженедельно добросовестно обзванивали горожан, выясняя, кого бы они желали видеть президентом России, кого выбрали губернатором, а кого мэром, если бы выборы состоялись тотчас же. Такой формат опросов и до, и после этого эксплуатировали многие издания. Нам, однако, показалось небезынтересным вспомнить, кому земляки 20 лет назад были готовы доверить власть.

Тут, пожалуй, стоит вспомнить, что в том же июле 1999-го ныне уже «четырёхкратного» президента России Владимира Путина (а тогда ещё – секретаря Совета безопасности РФ и руководителя ФСБ) ещё только прочили в преемники Борису Ельцину. И даже после того, как в августе 1999-го кредит кремлёвского доверия Путину был оформлен окончательно – его назначением на пост председателя правительства Российской Федерации, народ в целом, да и рязанцы в частности, к перспективам президента Владимира Владимировича относились с сомнениями… Поскольку до того глав правительства в России меняли, как перчатки.


«Это несерьёзно!»


«…Президентом новый премьер не станет, – рассуждал один из опрошенных «Вечёркой» горожан. – Если до Нового года протянет – уже хорошо». «На нашу управляющую элиту не угодишь и пристрастия кремлёвских режиссёров постоянно меняются. Проработает новый премьер разве что до новой Государственной думы…», – вторил ему другой. «Кандидатур на президентское кресло у нас уже было много, – констатировал третий. – И Примакова пророчили, и Степашина… Дай Бог, Путин хоть недели две проработает. Если каждый премьер будет в президенты метить… Это несерьёзно!»

Ну а кого же сами рязанцы видели тогда в президентском кресле? Любопытно, что в том же давнем опросе некий телемастер Владимир – тёзка будущего президента, высказал мнение, де- «народ у нас сам не может определиться, кто ему нужен, и что ему нужно, чтобы жить лучше». С учётом реалий двадцатилетней давности это и неудивительно.

Так, в «Телефонном тотализаторе «ВР», датированным 16 июля 1999 года, большинство рязанцев (23% опрошенных) ратовали за президентство Геннадия Зюганова. Вторым за ним с 13% следовал тогдашний мэр Москвы и лидер движения «Отечество» Юрий Лужков. Третьим – с 10% – предшественник Путина на посту премьера правительства – Сергей Степашин.
  
А уже к августу того же года в лидеры по итогам опроса выбился ещё один экс-премьер – Евгений Примаков с 18%. Зюганов довольствовался 16% и вторым местом. На третьем обосновался лидер «Яблока» (тогда ещё – не партии, а общественно-политического объединения) Григорий Явлинский (10%), потеснив из «тройки» и Лужкова, и Степашина. «Шестёрку» народных кандидатов с 5% замыкал красноярский губернатор Александр Лебедь.

К концу августа, когда в редакционном опросе упор сделали на рязанских предпринимателях, Григорий Явлинский набрал рекордные 22%! К слову, в реальных президентских выборах, в которых Явлинский участвовал трижды, он и близко не подходил к такому результату (рекорд – 7,35% в далёком 1996 году). На второе место с 16% бизнесмены Рязани возвели Юрия Лужкова. Третьей и четвёртое с 14% разделили Примаков и Степашин. Зюганов же с 4% не попал даже в шестёрку лидеров рейтинга.
    
Наконец, к осени 1999-го на первое место народного голосования снова вернулся Примаков (15%). На втором опять закрепился Зюганов (8%), а Явлинский, Лебедь и Степашин с 6%, 5% и 4% соответственно, обосновались на 3-м, 4-м и 5-м местах…
     
Примечательно, что другие экс-премьеры (Сергей Кириенко, Виктор Черномырдин) в тех летних рейтингах довольствовались показателями лишь от 3% до 6% рязанских сторонников, и в условный «Топ-6» попадали крайне редко. А бессменный лидер либерал-демократов Владимир Жириновский не попадал вовсе, по итогам опросов лета 1999-го едва дотягивая до 3%.

Что же до человека, которому уже в декабре 1999-го предстояло стать исполняющим обязанности президента страны, а в марте 2000-го президентом России де-юре, резонно сомневающиеся в «долгожительстве» премьеров рязанцы вспоминали о нём лишь дважды. И оба раза по итогам опросов в «рязанском активе» Путина набирался всего 1% голосов.
   

Тенденции 1999-го


Тут, конечно, стоит сделать ремарку насчёт объективности тех давних опросов. Нет, в том, что опросы были, мы не сомневаемся. Но не можем доподлинно утверждать, сколько человек всякий раз опрашивали журналисты – сто, двести или, например, десять... Что, если бы мы всерьёз рассуждали о правилах составления выборки мнений, ставило бы результаты опросов под сомнение.
  
Но редакционные опросы и тогда, и сейчас и не ставили целью отобразить максимально полную картину мнений по тому или иному поводу. Они, скорее, отображали отдельные тенденции, назревавшие в обществе.
  
Рязань тогда ещё прочно сидела в «красном поясе». Но восприятие претворяемой в регионе политики мало-помалу менялось… И потому в том же «Телефонном тотализаторе «ВР» возможным лидером региона (либо главой города) наряду с тогдашним «красным» мэром Павлом Маматовым, рязанцы видели и полярного исследователя Михаила Малахова (а он, как, вероятно, помнят некоторые из наших читателей имел в то время губернаторские амбиции). Действовавший же губернатор – коммунист Вячеслав Любимов, за все летние месяцы 1999-го на вершину народного рейтинга не взобрался ни разу.


Политические судьбы


Вернёмся, однако, к несостоявшимся президентам. На главном иллюстративном фото к этой статье вы можете видеть шесть персоналий, коих в 1999-м наши земляки чаще других называли потенциальными лидерами страны (и не важно даже, что трое из шестерых ни разу не участвовали в президентских выборах). Двоих из этой шестёрки – Примакова и Лебедя, уже нет в живых. Степашин возглавляет наблюдательный совет Фонда содействию реформированию ЖКХ. Лужков фермерствует в Калининградской области, разводит пчёл.

Формально в политической жизни страны всё ещё участвуют лишь Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский. Геннадий Андреевич критикует цифровую экономику. Григорий Алексеевич размышляет на своём сайте о причинах и последствиях наводнения в Иркутской области.

Сама же формулировка вопроса – «кого бы вы хотели видеть у власти?», предположу, и вовсе стала анахронизмом. Теперь социологические службы выявляют «рейтинги доверия» политикам. Однако современность, как понимаете, уже вне сферы внимания нашей рубрики «Из архива «Вечёрки»…